Многообразие видов асфальтобетона и их характеристики
Развитие дорожного строительства целиком определяется развитием машиностроения. Какими бы высокими характеристиками ни обладала машина, скорость ее передвижения во многом зависит от качества дороги, а не только от ее возможностей. Так что появление, а, вернее говоря, внедрение асфальтобетона обусловлено созданием и совершенствованием бензинового двигателя.
- 1 Классификация по наполнителю1.1 Щебеночные1.1.1 Обычные1.1.2 Щебеночно-мастичные1.2 Гравийные1.3 Песчаные
- 1.1 Щебеночные1.1.1 Обычные1.1.2 Щебеночно-мастичные
- 1.1.1 Обычные
- 1.1.2 Щебеночно-мастичные
- 1.2 Гравийные
- 1.3 Песчаные
- 2 Размер минеральных зёрен2.1 Крупнозернистые2.2 Мелкозернистые2.3 Песчаные
- 2.1 Крупнозернистые
- 2.2 Мелкозернистые
- 2.3 Песчаные
- 3 Виды асфальтобетона по величине остаточной пористости3.1 Высокоплотные и плотные3.2 Пористые и высокопористые
- 3.1 Высокоплотные и плотные
- 3.2 Пористые и высокопористые
Классификация по наполнителю
Асфальтобетон, как и многие другие искусственные строительные материалы, имеет сложную структуру. Главными его ингредиентами является минеральный материал – щебень, песок, порошок, и вяжущее на органической основе – битум. Структура и степень измельчения этих компонентов определяет физические свойства конечного продукта и его применение.
В зависимости от природы каменной составляющей асфальтобетон разделяют на 3 группы. И для начала мы поговорим о щебеночных наполнителях и о том, чем отличается ЩМА от асфальтобетона.
Щебеночные
Дорога по строению напоминает многослойный пирог: нижний слой — стабилизирующий, и верхний — более плотный и дорогостоящий. Одна из первых его задач – защитить нижние слои от попадания внутрь влаги, так как именно последняя способствует снижению прочности дороги. Очевидно, что этот показатель будет зависеть, с одной стороны, от прочности используемого камня, а с другой – от величины зерна.
Для получения АБ используют следующие виды:
- щебень, полученный дроблением изверженных или метаморфических пород – необходим при изготовлении как высокоплотных, так и пористых видов АБ;
- щебень из осадочных пород, отличается меньшей прочностью;
- материал из металлургического шлака, для высокоплотных видов неприменим;
- щебень из гравия подходит только для пористых и высокопористых асфальтов.
В декоративных целях, например – выделения тротуаров, дорожек или для дорожной разметки, используется цветной щебень с диаметром до 5 мм.
Щебеночно-мастичный асфальтобетон (вид ЩМА 15)
Щебеночно-мастичные
Усовершенствованным видом щебеночного АБ выступает щебеночно-мастичный. Его отличает высокая упругость и стойкость к расслаиванию за счет уплотнения и включения стабилизирующих ингредиентов. ГОСТ 31015-2002: «Смеси асфальтобетонные и асфальтобетон щебеночно-мастичные». Состав его отличается от традиционного АБ:
- щебень – 70–80%. Причем используется материал улучшенной формы – кубической, что заметно увеличивает износостойкость верхнего слоя. ЩМА способен прослужить более 20 лет при очень высокой нагрузке;
- песок только из отсевов дробления плотных горных пород – он значительно уменьшает трение;
- более высокое содержание битума – 5,5–7,5 %, что означает значительную водо- и морозостойкость;
- стабилизаторы – Габбро, Виатоп, ПБВ-60 и так далее.
Щебеночно-мастичный асфальт требователен к процедуре уплотнения.
- Способ изготовления его обеспечивает отсутствие сухого контакта между зернами щебня, что исключает, например, применение вибрации во время укладки.
- Также нельзя использовать катки на пневмомашинах: для укладки допускаются только гладковальцевые аппараты.
Еще одно отличие ЩМА от обычного щебеночного варианта с высокой плотностью – очень хорошие показатели шероховатости, что обуславливает плотность контакта покрышек с материалом даже при очень высокой влажности. Однако распространение ЩМА стал получать сравнительно недавно: отсутствовала техника, позволяющая изготавливать кубовидный щебень. Асфальтобетон ЩМА имеет среднюю цену.
О преимуществах и особенностях щебеночно-мастичных асфальтобетонов расскажет этот видеосюжет:
https://youtube.com/watch?v=50twsiR1Tn8%3Frel%3D0
Гравийные
Гравий формируют из рыхлой, осадочной горной породы в виде крупных обломков. Для асфальтобетонных смесей гравий дробят. Различают несколько разновидностей камня по его происхождению:
- горный – содержит значительные включения песка, глины и прочего, но отличается шероховатой поверхностью, что улучшает адгезию с бетоном;
- ледниковый – наиболее близок к горному по свойствам;
- речной и морской – состояние поверхности гравия связаны с той средой, где он добывался. В море или в реке постоянное движение воды сообщает камню гладкую поверхность. Состав речного и морского камня лучше, однако гладкость снижает сцепление с песчано-цементным раствором;
- выделяют также озерный гравий, занимающий среднее место между речным и горным.
Гравий используют при изготовлении пористых и высокопористых АБ. Далее мы поговорим о том, что это такое, песчаный асфальтобетон.
Песчаные
Песок при производстве асфальтов годится двух видов:
- природный – добывается в песчаных карьерах. В состав не должны входить суглинки;
- из отсевов – его получают при дроблении горных пород, по сути, это те же частицы щебня, только очень малых размеров.
Песок или отсев входит в состав любых асфальтобетонов, но в малом количестве. Материал, в котором функцию каменной фракции выполняет только песок, называют песчаным.
Это самый неплотный, дешевый и нестойкий к износу вариант АБ. А поэтому используется только на пешеходных дорожках, тротуарах, аллеях в парке и так далее.
Песок из мрамора, гранита, клинкера используют при получении декоративных асфальтов.
Размер минеральных зёрен
Кроме происхождения и физико-химических качеств камня, имеет значение и его размер, и даже форма. При этом гравий и щебень дробят до нужных габаритов. Песок же является мелкозернистой фракцией в любом случае.
Давайте узнаем, бывает ли плотным крупнозернистый асфальтобетон.
Крупнозернистые
К крупнозернистым относят асфальтобетоны, в состав которых входит фракция гравия или щебня с диаметром зерна до 40 мм. Такие частицы слишком велики, чтобы обеспечить хорошую плотность (в отличии от мелкозернистого асфальтобетона), сюда обязательно добавляют песок и минеральный порошок. Используют крупнозернистый АБ для формирования нижних слоев дороги.
Далее мы поговорим про асфальтобетон мелкозернистый, его объемный и удельный вес, цену за м3, насколько он плотный и рассмотрим другие важные, связанные с ним нюансы.
Мелкозернистые
К этой категории относят АБ с фракцией щебня и гравия диаметром до 20 мм. При одинаковом составе асфальт на основе горного щебня прочнее, чем АБ на основе гравия.
Мелкозернистый АБ подходит для верхнего покрытия дорог – улиц, шоссе, аэродромов и прочее. Малый размер зерна разрешает получить более плотный материал, однако же, и более склонный к накоплению пластических деформаций – формированию колеи. Эта проблема решается за счет изменения состава материала.
Зерно с диаметром до 10 мм получить можно только одним методом: включить в качестве каменного составляющего природный песок или отсев. Песчаный асфальтобетон не отличается стойкостью к нагрузкам. Используется на участках, где нет интенсивного движения и тяжелого транспорта – детские площадки, дорожки в парке.
Виды асфальтобетона по величине остаточной пористости
Асфальтобетон имеет еще одну важную характеристику – величина остаточной пористости. Это объемное соотношение числа пор покрытия после уплотнения, то есть, в конечном продукте. Измеряется в процентах по объему материала. По отношению к этой величине АБ разделяют на 4 группы.
Состав асфальта при этом может быть совершенно разный.
Высокоплотные и плотные
Этот материал применяют для верхнего покрытия асфальтных дорог – так называемой, дорожной одежды. Отличает его высокая износостойкость, прочность. , долговечность, устойчивость к большой нагрузке, а также величина шероховатости и даже беспыльность. Главным же его свойством является водо— и морозостойкость.
- Высокоплотными выступают асфальтобетоны, в которых остаточная пористость не превышает 1–2,5%. Примером его служит щебеночно-мастичный асфальтобетон.
- К плотным причисляют АБ с пористостью равной 2,5–5%. Это мелкозернистые асфальты на основе щебня из метаморфических и горных пород.
Пористые и высокопористые
Такого рода АБ используется для нижних слоев дороги, чья задача – обеспечить стойкость к статическим и динамическим нагрузкам. Пористые материалы намного сильнее впитывают влагу и разрушаются под ее действием. Верхний, более плотный слой предохраняет нижние слои от этой опасности.
- К пористым относят асфальтобетоны с показателем остаточной пористости в 5–10%. Это крупнозернистые АБ на основе щебня или любые на основе гравия.
- Высокопористые имеют величину остаточной пористости равную 10–18%. Изготавливают материал из любых видов щебня и гравия.
Асфальтобетон выпускается для самых разных потребностей, поэтому любая классификация – по размеру зерна, по остаточной плотности, и так далее, указывает не на качественную оценку, а на область, где этот вид АБ должен применяться.
Классификация асфальтобетона по типу наполнителя и марке
Методы, применяемые при производстве асфальтобетонных смесей, весьма разнообразны. Это и дробление, и сушка, и подогрев, и смешивание, и многое другое. Важным является то, что как характеристики материала, так и методы, примененные к нему, в одинаковой степени влияют на свойства конечного продукта.
- 1 Марки асфальтобетона и их характеристики1.1 Понятие и особенности1.2 Виды марок
- 1.1 Понятие и особенности
- 1.2 Виды марок
- 2 Типы асфальтобетона2.1 Их особенности2.2 Разделение по типам
- 2.1 Их особенности
- 2.2 Разделение по типам
Марки асфальтобетона и их характеристики
- В обязательном порядке будущий АБ включает в себя песок, битум – от 2,5 до 9%, и минеральные порошки.
- Каменная фракция обязательной не является, хотя множество известных АБ изготавливается на основе щебня или гравия.
- Кроме того, в состав могут входить различные модифицирующие добавки: для лучшего сцепления колеса с поверхностью, для увеличения шероховатости, для обеспечения звукоизоляции и так далее.
Следующее видео на примере одного из известных асфальтобетонов расскажет более подробно о преимуществах его типа А:
https://youtube.com/watch?v=PgOGIzhzuQY%3Frel%3D0
Понятие и особенности
Понятие марки весьма обширно. Категорию материалам присуждают в соответствии с требованиями ГОСТ. Сложность заключается в том, что основой определения марки является множество физико-химических параметров, которые для разных компонентов асфальтной смеси разные.
Понятно, что высокоплотный асфальтобетон на основе щебня из горных пород, относящийся к марке I будет иметь более высокие показатели, чем материал на основе шлакового щебня. Однако оба материала относят к марке I, при этом они отличаются показателями по плотности и водостойкости конечного продукта.
Марка достаточно условно делит все возможные виды материалов на те, что демонстрируют наивысшие показатели, возможные для камня и битума указанного происхождения.
- На те, что обладают усредненными параметрами, пригодными, однако, для большинства строительных работ.
- И на те, что нельзя использовать в тяжелых климатических условиях или при серьезной нагрузке, поскольку их параметры недостаточны.
Итак, поговорим теперь о типах (1, 2, 3) асфальтобетона, например, литого, пористого, плотного мелкозернистого типов А, Б, В, Г, Д.
Виды марок
Различают 3 известные марки АБ.
- I включает весьма широкий спектр дорожных материалов. Это и высокоплотные, и плотные, и высокопористые материалы, на основе гравия и песка, хотя последние прочностью не отличаются. Однако именно такие смеси проявляют максимально возможные качества, разработанные для тех или иных условий. В составе АБ есть щебень, песок, битум, кварцевый песок или отсев от горной породы. Асфальты I марки используются очень широко, так как обеспечивают лучшее качество дорожного покрытия согласно своей области применения. Стоимость их наиболее высокая. Так, АБ мелкозернистый, смеси типа Б, марки I обойдется в 2480–3020 р.
- II – отличается еще более широким выбором. Сюда входят и высокоплотные, и высокопористые любого типа, и песчаные, и так далее. Стойкость их к динамическим нагрузкам и климатическим особенностям несколько ниже. Однако распространение они получили еще большее. Для обустройства обычный городских улиц, большинства дорог, площадей и так далее применяют материалы марки II. Стоимость материалов несколько ниже. Упомянутый уже АБ типа Б, но марки II в среднем стоит 2400–2450 р. за тонну.
- III – это АБ, в составе которых есть песок, отсев и минеральный порошок, но нет щебня. Плотность таких покрытий весьма значительна, но прочность ниже, чем у асфальтов на основе камня. Песчаные АБ всех типов используют для формирования покрытий на участках с небольшой нагрузкой – тротуары, детские площадки, аллеи в парках. На улицах материал можно использовать для «ямочного» сезонного ремонта. Стоимость материала – от 2300 р. за тонну. Цветной декоративный асфальтобетон будет стоить дороже.
https://youtube.com/watch?v=GLeAK34tP6E%3Frel%3D0
Типы асфальтобетона
Наличие или отсутствие щебня, а также его содержание в смеси определяет максимум их прочностных характеристик. Соответственно, классификация по содержанию каменного наполнителя является одной из самых важных.
Их особенности
Абсолютным показателем прочности или плотности тип асфальтобетона не является, так как свойства зависят не только от объема наполнителя, но и от его характера. В связи с этим само деление материалов по типу связано и с происхождением камня.
- Так, в состав материалов первых 3 классов входит щебень и гравий любого происхождения. Чтобы в точности знать качества такого АБ, нужно знать и марку, и способ изготовления, и величину зерна.
- 2 последних класса составляют АБ на основе песка, так что их свойства разительно отличаются от характеристик смеси с более крупным наполнителем.
Разделение по типам
Используют следующее деление:
- тип А – в составе асфальтобетона содержится не менее 50–60% камня. Зернистость их разная, однако смеси типа А могут быть только горячими;
- тип Б – каменный наполнитель составляет 40–50% массы АБ. Это может быть любой щебневый на основе горячей смеси или холодной. Так как холодные асфальтобетоны могут быть только типа Б и В, но никак не А, в обозначении указывается вторая буква – х, что обозначает холодную смесь;
- тип В – доля камня составляет 30–40%. Такой АБ производят на основе и холодных, и горячих смесей;
- тип Г – при изготовлении применяют только песок, но полученный отсевом при дроблении горных пород. Твердость и износостойкость таких материалов выше;
- тип Д – применяют при изготовлении смесь природных песков и отсева дробления осадочных пород.
Разные марки (1, 2, 3) и типы (А, Б, В, Г, Д) асфальтобетона имеют разные цены и находят разное применение, что обусловлено и характеристиками материала, и его стоимостью.
Нет смысла использовать высокоплотный АБ марки I для оборудования садовых аллей. В то же время, применение АБ типа Д никак не оправдано при строительстве шоссе.
О сфере применения асфальтобетона типа Г рассказывается в этом видеоролике:
https://youtube.com/watch?v=4Wl6DftM-vM%3Frel%3D0
Подбор состава асфальтобетона и характеристика компонентов смеси
Асфальтобетон – особый вид дорожного материала, который аналогично бетону набирает нужную прочность после охлаждения и уплотнения исходной смеси. И, так же как для бетона, свойства его во многом зависят от свойств ингредиентов смеси и их соотношением.
- 1 Что входит в состав асфальтобетона?1.1 Вяжущее вещество1.2 Каменный наполнитель1.3 Песок1.4 Минеральный порошок1.5 Дополнительные компоненты
- 1.1 Вяжущее вещество
- 1.2 Каменный наполнитель
- 1.3 Песок
- 1.4 Минеральный порошок
- 1.5 Дополнительные компоненты
- 2 Проектирование2.1 Основные принципы2.2 Подбор состава
- 2.1 Основные принципы
- 2.2 Подбор состава
Что входит в состав асфальтобетона?
Различают несколько типов асфальтобетона, состав которых заметно отличается. В отдельных случаях состав и качества исходных ингредиентов оказываются связанными с методом производства.
В общем виде АБ состоит из трех основных частей: вяжущего, минерального компонента и каменного. Последнее, однако, не касается песчаных модификаций асфальта, где каменная составляющая исключена.
О том, что входит по ГОСТУ в состав холодного, теплого и горячего, мелкозернистого и крупнозернистого асфальтобетона, а также песчаного и пористого, расскажем вам далее.
Вяжущее вещество
В производстве АБ в качестве вяжущего применяют битум. Несколько ранее использовался также деготь, но сегодня от его применения отказались.
Главная особенность этого ингредиента – вязкость. Она должна быть достаточной, чтобы при смешении покрывать щебень или гравий, но недостаточной, чтобы стекать с них. Вяжущее должно обладать приличной стойкостью, чтобы противостоять деформации, но при этом оставаться пластичным и не формировать трещины. Битум рекомендованных марок вполне подходит для этой задачи.
Может использоваться разжиженный битум – праймер, или эмульсия. В первом случае вещество разводят растворителем, во втором – смешивают с водой и эмульгатором. Цель такой операции – обеспечить высокую текучесть битума, что требуется при работе в морозы. Вода и растворитель по мере охлаждения состава испаряются, а битум сохраняет свои качества.
При получении АБ применяют вязкие битумы, свойства которых регулирует ГОСТ 22245, и жидкие – по ГОСТ 11955. Марки битума подбирают исходя из марки, класса асфальта и метода получения – холодная, горячая смесь.
Кроме того, используют и специальные разработки – полимерно-битумные вяжущие, повышающие коэффициент упругости готового покрытия, модифицированные битумы и так далее. Эти варианты регламентирует не ГОСТ, а ТУ.
Количество битума по массе или объему занимает разную долю в разных АБ.
Вид и тип АБ
Содержание битума, % по массе
Горячие
Высокоплотные и плотные4,0–6,0
А4,5–6,0
Б5,0–6,5
В6,0–7,0
Г, Д6,0–9,0
Пористые3,5–5,5
Высокопористые щебеночные
2,5–4,5
Высокопористые песчаные
4,0–6,0
Холодные Б3,5–5,5
Холодные В4,0–6. 0
Холодные Г, Д4. 5–6,5
В щебеночно-мастичных асфальтах и литом асфальтобетоне содержание его выше: 5,5–7,5 в первом случае и до 9,5% во втором.
Состав минеральной части асфальтобетона, а также щебень и гравий рассмотрены ниже.
Видео ниже посвящено гранулированному резинобитумному вяжущему веществу для модификации битумов в составе асфальтобетонов:
https://youtube.com/watch?v=KrpsjsJAjv4%3Frel%3D0
Каменный наполнитель
Под ним подразумевают не только собственно камень – гравий или щебень, но и любые минеральные ингредиенты, в том числе и песок, и отсев. Важным здесь является буквально все: процентное содержание, форма , размер камня, происхождение, собственное сопротивление износу и много другое.
Для каменного материала значимым является зерновой состав. Причем именно соотношение зерен разного диаметра, количество пылевых частиц, глины и так далее определяет дальнейшее использование наполнителя.
Наиболее губительными для качества готового покрытия выступают пластинчатые и игольчатые зерна. Содержание подобных регулирует ГОСТ 8267 и ГОСТ 3344:
- не более 15 % по массе для АБ типа. А и АБ высокой плотности:
- не более 25% для типа Б горячего и холодного;
- не более 35% для типа. А горячего и холодного.
Зерновой состав гравия и песка регулирует ГОСТ 23735. Происхождение его в немалой степени влияет на твердость и прочность асфальта, а также не износостойкость и морозостойкость.
- Материал с меньшими параметрами используют для всех остальных типов АБ. Щебень из металлургического шлака для получения высокоплотного слоя не используется, но для плотного холодного типа и других применяют камень марки 1200, 1000 и ниже.
- Щебень из гравия тоже неприменим для изготовления высокоплотного АБ.
Этот же материал проходит проверку на соответствие параметров по морозостойкости.
- Так, для 1–3 климатического пояса плотные и высокоплотные АБ изготавливают из щебня, чей класс морозостойкости равен F50. Пористые и высокопористые – из камня классом F 15 и F25.
- Для зон 4 и 5 только высокоплотный горячий асфальт выполняют на основе щебня классом F 50
Про роль песка в составе асфальтобетона поговорим ниже.
Песок
- Так, для плотных и высокоплотных подходит песок с классом прочности в 800 и 1000. Для пористых — уменьшается до 400.
- Число глинистых частиц – в диаметре менее 0,16 мм, тоже регулируется: для плотных – 0,5%. Для пористых – 1%.
- Глина увеличивает способность АБ к набуханию и снижает морозостойкость, поэтому за этим фактором следят особо.
Минеральный порошок
Эта часть формирует вместе с битумом вяжущее вещество. Также порошок заполняет поры между крупными каменными частицами, что снижает внутреннее трение. Размеры зерна крайне малы – 0, 074 мм. Получают их из системы пылеуловителей.
Дополнительные компоненты
Для улучшения состава или придания каких-то определенных свойств в исходную смесь вводят различные добавки. Разделяют их на 2 основные группы:
- компоненты, разработанные и изготавливаемые специально для улучшения свойств – пластификаторы, стабилизаторы, вещества, препятствующие старению и прочее;
- отходы или вторичное сырье – сера, гранулированная резина и так далее. Стоимость таких добавок, конечно, намного меньше.
Подбор и проектирование состава дорожного и аэродромного асфальтобетона рассмотрены ниже.
Про отбор проб для оценки состава и качества асфальтобетона расскажет видео ниже:
https://youtube.com/watch?v=Ng_9Xflj9xI%3Frel%3D0
Проектирование
Состав устройства покрытия из асфальтобетона подбирают исходя из назначения: улица в небольшом городе, скоростное шоссе и велосипедная дорожка требуют разного асфальта. Чтобы получить лучшее покрытие, но при этом не перерасходовать материалы, используют следующие принципы подбора.
Основные принципы
Смесь подбирают таким образом, чтобы кривая, помещалась на участке между предельными значениями и не включала переломов: последнее означает, что наблюдается избыток или недостаток какой-то фракции.
- Различные типы асфальта могут формировать каркасную и бескаркасную структуру минеральной составляющей. В первом случае щебня достаточно, чтобы камни соприкасались друг с другом и в готовом продукте образовывали четко выраженную структуру асфальтобетона. Во втором случае камни и зерна крупного песка не соприкасаются. Несколько условной границей между двумя структурами выступает содержание щебня в пределах 40–45%. При подборе это нюанс нужно учитывать.
- Максимальную прочность гарантирует щебень кубовидной или тетраэдральной формы. Такой камень наиболее износостоек.
- Шероховатость поверхности сообщает 50–60% щебня из труднополируемых горных пород или песка из них. Такой камень сохраняет шероховатость естественного скола, а это важно для обеспечения сдвигоустойчивости асфальта.
- В общем случае асфальт на основе дробленного песка более сдвигоустойчив, чем на основе карьерного благодаря гладкой поверхности последнего. По тем же причинам долговечность и стойкость материала на основе гравия, особенно морского меньше.
- Избыточное измельчение минпорошка ведет к повышению пористости, а, значит, к расходу битума. А таким свойством обладает большинство промышленных отходов . Чтобы снизить параметр, минеральный порошок активируют – обрабатывают ПАВ и битумом. Такая модификация не только снижает содержание битума, но и повышает водо- и морозостойкость.
- При подборе битума следует ориентироваться не только на его абсолютную вязкость – чем она выше, тем выше плотность асфальт, но и на погодные условия. Так, в засушливых районах подбирают состав, обеспечивающий минимально возможную пористость. В холодных смесях, наоборот, снижают объем битума на 10–15%, чтобы снизить уровень слеживаемости.
Процедура подбора в общем виде одинакова:
- оценка свойств минеральных ингредиентов и битума. Имеется в виду не только абсолютные показатели, но их соответствие конечной цели;
- вычисляют такое соотношение камня, песка и порошка, чтобы эта часть асфальта обретала максимально возможную плотность;
- в последнюю очередь вычисляют количество битума: достаточное, чтобы на базе выбранных материалов, обеспечить нужные технические свойства готового продукта.
Сначала проводят теоретические расчеты, а затем – лабораторные испытания. В первую очередь, проверяют остаточную пористость, а затем – соответствие всех остальных характеристик предполагаемым. Расчеты и испытания проводят до тех пор, пока не будет получена смесь, полностью удовлетворяющая тех заданию.
Как и всякой сложный строительный материал АБ не имеет однозначных качеств – плотности, удельного веса, прочности и так далее. Его параметры определяют состав и метод приготовления.
О том, как происходит проектирование асфальтобетонного состава в США, расскажет следующий познавательный видеосюжет:
https://youtube.com/watch?v=JE79slFWcEg%3Frel%3D0
Типы и марки асфальтобетонных смесей
Асфальтобетоном называют обширное семейство строительных материалов, которые, в отличие от природного асфальта, получают искусственным способом. Основная область применения – дорожное строительство. Различные виды искусственного асфальта, предназначенного для создания дорожных покрытий, различаются по технологии изготовления, составу сырьевых материалов и техническим характеристикам. Средняя плотность АБ составляет 2,5 т/м3. Требования ко всем видам асфальтобетонных смесей регламентирует ГОСТ 9128-2013.
В зависимости от заполнителя, смеси разделяют на щебеночные, гравийные, песчаные. В зависимости от величины зерен, на крупнозернистые, мелкозернистые, песчаные. По плотности – на высокоплотные, плотные, пористые, высокопористые. По состоянию вяжущего (битума) – на горячие и холодные.
Для придания особых характеристик в состав материала добавляют резиновую крошку, получаемую переработкой старых автомобильных шин и других резиновых изделий. Такой материал отличается высокой стоимостью, поэтому его используют только в определенных случаях и в ограниченных количествах.
Классификация асфальтобетонных смесей по техническим характеристикам и составу
Для упрощения выбора асфальт разделяют на марки и типы. Основные марки асфальтобетона:
Деление на типы осуществляется по соотношению песка и камня, присутствующих в составе асфальтобетонной смеси:
Таблица соотношения марок и типов асфальтобетона
МаркаСоставТип 1песок или отсев, щебень, минпорошок, битумплотные А, Б, Г; высокопористые, пористые, высокоплотные 2песок, отсев, щебень, минпорошок, битумплотные А, Б, В, Г, Д; пористые, высокопористые 3песок, отсев дробления, минпорошок, битумплотные Б, В, Г, Д
Виды асфальтобетонов по температуре укладки
По температуре укладки выделяют холодный и горячий АБ. Оба этих материала изготавливают на асфальтобетонных заводах, на которых готовят и смешивают сырьевые компоненты. Температура обработки составляющих холодного асфальтобетона значительно ниже температуры, при которой обрабатывают горячие смеси.
Горячие асфальтобетонные смеси
Температура их укладки, в соответствии с ГОСТом 9128-2013, составляет +105 °C и выше. Высокая температура обеспечивает хорошее уплотнение смеси. Чем она ниже, тем сложнее трамбовать и тем больше проходов катка понадобится. Работы по устройству дорожного покрытия с использованием горячей смеси нельзя проводить при отрицательных температурах и высокой влажности. Горячий АБ необходимо укладывать в разогретом виде на сухую поверхность.
Холодные асфальтобетонные смеси
Это разновидность дорожных материалов, для которой характерны: специальный температурный режим производства, присутствие медленно- или среднетвердеющего дорожного битума, модифицирующих добавок. Холодные АБ могут находиться в состоянии, пригодном к употреблению, в течение длительного времени. Такую способность обеспечивает тонкая битумная пленка на зернах компонентов, которая ослабляет структурные связи, и их можно разрушить даже при незначительных усилиях.
Преимущества холодных АБ, по сравнению с горячими смесями:
Недостатками холодных асфальтобетонов являются более низкая прочность, по сравнению с горячими АБ, и высокая стоимость. Поэтому холодные асфальтобетоны востребованы для проведения ямочного ремонта и других ремонтных работ на участках небольшой площади, устройства отмосток, пешеходных дорожек, благоустройства придомовых территорий. Для покрытия автодорог, рассчитанных на значительные транспортные нагрузки, холодный асфальтобетон не применяют.
Выбор асфальтового покрытия
Технологии дорожного строительства совершенствуются с каждым годом – происходит это по мере развития конструктивных инновационных решений, а также расширения перечня применяемых дорожных материалов и оборудования.
Главными факторами прорыва в дорожно-строительной сфере являются повышение требований к безопасности и комфорту передвижения по дороге; а также оптимизация расходов на строительство дорог и сопутствующей транспортной инфраструктуры.
В современной практике дорожного строительства большое внимание уделяется созданию и внедрению комплексных решений, включающих в себя минимизацию финансовых, материальных, трудовых затрат, а также сроков строительства при сохранении должного уровня потребительских характеристик полотна.
Состояние и срок эксплуатации покрытия напрямую зависит от степени нагрузки на полотно, климатических особенностей региона, соблюдения технологий строительства дорог. Но одним и самых главных критериев можно назвать правильный и рациональный выбор асфальтового покрытия для укладки дорог.
Типы асфальта
Автомобильные дороги представляют собой комплекс инженерных сооружений, предназначенных для передвижения транспортных средств. Асфальт – самый распространенный и широко востребованный дорожно-строительный материал, наиболее часто используемый в качестве укладки дорожного покрытия. Выбор материала обусловлен его отличными эксплуатационными характеристиками и стойкостью к высоким механическим нагрузкам.
Асфальт представляет собой смесь на основе битума или дегтя с минеральными составляющими (гравий, щебень, песок), и прочими модифицирующими наполнителями (добавками), функциями которых служат улучшение звукоизоляционных параметров, а также увеличение степени шероховатости покрытия и повышение степени сцепления колесных покрышек с дорожным полотном. Каждый компонент в составе смеси играет определенную роль и помогает придать асфальтобетону определенные свойства, определяющие его назначение и условия эксплуатации.
Прочностные характеристики асфальтобетона определяются именно процентным соотношением составляющих асфальтобетонной смеси. Таким образом, несмотря на общее название, существует несколько видов асфальтового покрытия, для каждого из которых имеются свои определенные условия эксплуатации. Разумеется, для строительства тротуарной дорожки и федеральной трассы используются разные виды смеси.
Классификация асфальта в зависимости от пропорций содержащихся в нем компонентов
В зависимости от количественного содержания минеральной составляющей асфальтобетонная смесь подразделяется на два основных вида.
Щебеночно-мастичный
Щебеночно-мастичный асфальтобетон – в основе материала лежит высококачественный щебень крупной фракции, преимущественно кубической формы. Именно щебень и создаёт основу прочности материала. Широко применяется для прокладки городских дорог с высокими показателями интенсивности дорожного движения, скоростных автомагистралей, а также в строительстве аэродромов (взлетно-посадочной полосы).
Высокую популярность ЩМА получил за счет своей устойчивости к деформациям и длительного срока эксплуатации без необходимости кардинальных ремонтных вмешательств. Щебеночный каркас принимает на себя все нагрузки от проезжающего транспорта, в результате чего деформации как в поперечном направлении, так и в продольном, образуются значительно реже и в существенно меньших количествах.
В состав ЩМА обязательно добавляются стабилизаторы, позволяющие сохранить однородность массы и насытить её необходимыми потребительскими качествами.
Песчаная смесь
Песчаная смесь. Отличается относительно однородной структурой. В песочном асфальтобетоне песок играет роль наполнителя – его качество ощутимо влияет на характеристики смеси. Чаще всего используется для дорог районного значения: тротуарных, парковых и велосипедных дорожек, пешеходных переходов, городских площадей, детских площадок. Среди преимуществ можно выделить низкую себестоимость, износостойкость, устойчивость к воздействию влаги, экологичность. К недостаткам относят высокую пластичность при жаркой летней погоде, необходимость строгого соблюдения пропорций состава при приготовлении смеси, низкую сдвигоустойчивость.
Различают также просто щебеночный и гравийный наполнитель, с помощью которого создаётся асфальтобетон высокопористого типа. В производстве гравийного асфальтобетона используется горный, ледниковый, речной, морской или озерной гравий, который мелко дробят. Щебеночные смеси изготавливаются из щебня осадочных, метаморфических и изверженных горных пород, а также металлургического шлака.
Разновидности асфальтобетона по размеру зерен
На качество асфальтобетона имеет прямое влияние не только происхождение каменной составляющей и её физико-химические характеристики, но и габариты, а также геометрическая форма фракций. Для достижения необходимых показателей крупные камни дробятся и измельчаются до необходимых размеров. Асфальтобетон классифицируется в зависимости от размера зерен, входящих в их состав минеральных компонентов на крупнозернистый и мелкозернистый.
Мелкозернистый
Размер зерен в мелкозернистом асфальтобетоне достигает размеров 5-20 мм. Некоторое время назад такой асфальт характеризовался плохой переносимостью перепадов температур, высокой влажности, а также воздействия солнечных лучей – из-за способности накапливать пластические деформации, на покрытии быстро образовывалась колея. Однако современные производители смогли решить эту проблему путем корректировки состава материала и использования специальных присадок – сегодня мелкозернистый асфальтобетон имеет широкий диапазон сфер назначения и широко применяется в ремонте и строительстве дорог различного назначения.
Щебенистые мелкозернистые смеси относятся к типам А и Б – содержание щебня составляет от 40-60% в общей массе, асфальтобетон отличается высокой плотностью, остаточная пористость составляет 2,5-5%. Используется такая смесь для устройства верхних слоев покрытий при новом строительстве или капитальном ремонте дорожных полотен, взлетно-посадочных полос аэродромов, а также трасс с интенсивным потоком движения.
Мелкозернистые смеси с содержанием природного песка отличаются меньшей прочностью. В основном применяются в благоустройстве придомовых территорий, тротуаров, различных площадок и в строительстве дорог с низкой интенсивностью движения.
Крупнозернистый
Максимальный размер гравия или щебня в крупнозернистом асфальтобетоне, составляет 40 мм, содержание щебня до 60%, остаточная пористость от 5 до 10%. Такие смеси зачастую используются в качестве несущего слоя, на который сверху укладывается мелкозернистый асфальт – в дорожном строительстве такая технология называется двухслойное асфальтирование.
Главным преимуществом асфальта с крупными зернами можно назвать высокие прочностные качества и способность выдерживать большие нагрузки при интенсивном движении, в том числе от движения грузовых тяжеловесных автомобилей. Такая смесь применяется для асфальтирования загородных трасс областного и федерального значения, создания покрытий парковочных и стояночных зон, асфальтирования территорий вокруг промышленных объектов.
Как выбрать асфальтовое покрытие?
Асфальтовое покрытие является самым востребованным материалом для строительства автомобильных дорог во всем мире. Кроме дорог, трасс и автомагистралей, асфальтовое покрытие используется при строительстве аэродромов, паркингов, придомовых территорий, пешеходных зон и многого другого.
Перед тем, как начать строительство, необходимо определиться с выбором асфальтовой смеси. От правильности выбора будет зависеть качество полотна, срок его службы, расход материалов и финансовая нагрузка. Мы расскажем вам, как выбрать асфальтовое покрытие, что нужно учесть при выборе, каким может быть асфальт, а также некоторые особенности дорожного строительства.
Что нужно учитывать, если вы выбираете асфальтовое покрытие
Определяющим критерием при выборе асфальтобетонной смеси является назначение полотна. От особенностей эксплуатации зависит то, какая нагрузка и с какой интенсивностью будет оказываться на асфальтовое покрытие. Чем выше и интенсивнее нагрузка, тем более прочным должно быть дорожное полотно. Для наглядности можно разделить возможную нагрузку на несколько категорий.
Категории нагрузок на асфальтовое покрытие
Тип нагрузкиРасшифровка МалаяТолько пешеходные зоны: тротуары, тропинки, придомовые территории, дворовые площадки и т. НебольшаяЛичные стоянки для легковых автомобилей, подъездные пути, гаражи, паркинги и т. СредняяАвтомобильные дороги, по которым будет двигаться только легковой транспорт ВысокаяАвтомобильные дороги, по которым будет двигаться легковой и грузовой транспорт Очень высокаяСкоростные автомагистрали, федеральные трассы, аэродромы и т.
Для площадей с малой нагрузкой можно обустраивать асфальтовое покрытие с низким расходом материала, а также с составом из бюджетной категории – этого будет вполне достаточно. Для объектов с высокой и очень высокой нагрузкой требуется использовать больше асфальтобетона с наилучшими характеристиками.
Основные виды асфальтовых смесей
В первую очередь асфальтовые смеси можно классифицировать по температуре и методу укладки. Таким образом, выделяются 3 основные разновидности асфальтобетона:
Горячий асфальт наиболее востребован в дорожном строительстве, так как обладает высокими эксплуатационными характеристиками, совмещенными с умеренной стоимостью. При укладке смесь должна быть разогрета до 110-130°C (поэтому ее и называют горячей), а температура воздуха не должна быть ниже +5°C. Эти требования обусловлены наличием в составе вязкого битума.
Такое асфальтовое покрытие получается достаточно прочным, твердым, износостойким и долговечным. Именно из горячего асфальта построена львиная доля автомобильных дорог. При этом горячий асфальтобетон может использоваться и для личных нужд, строительства пешеходных зон, а также для ямочного ремонта.
Холодный асфальт обладает более низкими физико-механическими характеристиками, чем горячие смеси. Отличительной особенностью является то, что такой асфальт производится в готовом для укладки виде. Другими словами, данную смесь не нужно разогревать, а можно сразу укладывать. Температура воздуха при укладке может быть минусовой.
Однако из-за относительно невысоких характеристик холодный асфальт не используется для строительства автомобильных дорог. При этом такой асфальтобетон подходит для ямочного ремонта и использования в пешеходных зонах. Уложить такую смесь можно без привлечения тяжелой спецтехники.
Литой асфальт представляет собой жидкую смесь, не требующую уплотнения, в отличие от холодного и горячего асфальта. Перед асфальтированием смесь должна разогреваться до 190-230 ° C. Литые смеси обладают максимальной плотностью, а после укладки набирают прочность в процессе охлаждения, за счет чего и не требуется их уплотнять.
Литой асфальтобетон обладает самыми высокими эксплуатационными характеристиками, превосходящими горячие и холодные смеси. Однако из-за высокой стоимости используется не так часто, как горячий асфальт.
Для укладки литого асфальтобетона требуется специальное оборудование и спецтехника. Однако, так как смесь не требует уплотнения, использование дорожных катков или ручного инструмента для трамбовки также не нужно.
Какой состав может иметь асфальтовое покрытие
Состав асфальтобетона напрямую влияет на качество и другие характеристики, которыми будет обладать асфальтовое покрытие. Кроме набора компонентов важную роль также играют и их пропорции. Поэтому лучше всего обращаться в дорожно-строительную компанию, которая имеет собственное производство асфальтобетона.
Состав асфальтовой смеси будет изменяться при добавлении хотя бы одного компонента, однако на сегодняшний день существуют 3 основных варианта:
Асфальтовое покрытие из песчаного асфальтобетона обладает достаточно однородной структурой, а основным его компонентом выступает песок. Является бюджетным вариантом, подходит для обустройства пешеходных зон, подъездных путей, стоянок для личного транспорта. Также может использоваться для дорог местного назначения, на которых планируется небольшая или средняя нагрузка.
Щебеночно-мастичный асфальтобетон является наиболее качественным вариантом, отлично подходящим для асфальтирования территории с любой нагрузкой: от малой до очень высокой. В состав входят твердые горные породы (70-80%), создающие надежный каменный «скелет» дорожного полотна.
Также в составе присутствуют специальные волокна целлюлозы, препятствующие растеканию битума. Из-за высоких характеристик асфальтовое покрытие из щебеночно-мастичного асфальтобетона является основным на территории многих стран мира.
Асфальтовая крошка представляет собой дробленый асфальт, за счет чего данный материал обладает бюджетной стоимостью. Однако это не значит, что такое асфальтовое покрытие будет низкого качества. Если крошка была получена, например, из щебеночно-мастичного асфальтобетона, то ее качество будет достаточно высоким. Подходит для пешеходных зон, подъездных путей, парковок и дорог с небольшой или средней нагрузкой.
Как еще классифицируется асфальтобетон
Помимо температуры укладки, требований к уплотнению и состава, асфальтовые смеси можно подразделить по:
Помимо песчаного асфальта, смеси можно разделить на мелко- и крупнозернистые. Мелкозернистый асфальтобетон включает в себя фракции от 5 до 20 мм, тогда как крупнозернистый – до 40 мм. При укладке асфальта используются оба варианта: сначала укладывается крупнозернистый асфальт, а поверх него мелкозернистый. Это нужно, чтобы асфальтовое покрытие обладало высокой плотностью.
Асфальт по пористости принято подразделять на 3 категории:
Качественная асфальтовая смесь обладает низкой пористостью, т. является плотной.
Марка асфальтобетона указывает на процентное содержание основного компонента, например, щебня. На сегодняшний день выделяют 5 марок: А, Б, В, Г и Д.
МаркаСодержание щебня Аот 50% и выше Б40-50% В30-40% Г и ДПесчаные смеси без щебня
Также асфальтовое покрытие может быть разного цвета. Это достигается включением в состав следующих компонентов:
На сегодняшний день можно получить асфальтовое покрытие любого цвета по шкале RAL. Однако только при условии, что в качестве вяжущего будет выступать специальное бесцветное вещество. Если же вяжущим компонентом остается, например, нефтяной битум, можно получить только некоторые темные оттенки.
Цветной АБ имеет более высокую стоимость, чем аналогичный по составу серый или черный асфальт, однако, благодаря широкому выбору расцветок, такой асфальтобетон довольно востребован.
Какой толщины должен быть асфальт
Толщина дорожного полотна или другой асфальтируемой территории зависит напрямую от назначения покрытия. Чем более серьезная планируется нагрузка, тем толще нужен асфальт. Если для тротуара можно сделать всего один небольшой слой, то для скоростной автомагистрали потребуется множество слоев.
Как нагрузка влияет на толщину асфальта
Тип нагрузкиТолщина асфальтобетона Малая3 сантиметра Небольшая6 сантиметров Средняя Высокая Очень высокаядо 30 сантиметров или больше
Стоит обратить внимание, что при укладке нескольких слоев асфальтобетона друг на друга требуется уплотнение каждого слоя. Если этим пренебречь, асфальтовое покрытие будет деформироваться, а также потеряет свои физико-механические свойства.
Как основание влияет на качество дорожного полотна
Также при строительстве дорог важную роль играет основание дорожного полотна – оно должно быть выполнено в полном соответствии технологии дорожного строительства, для чего специалисты дорожно-строительной компании обязаны учесть массу факторов.
Если «дорожная подушка» будет возведена с нарушениями в технологическом процессе, то даже качественное асфальтовое покрытие в несколько слоев в скором времени деформируется. Поэтому внимательно подходите к выбору подрядчика.
Как возводится дорожное основание:
Только после этого можно приступать к укладке асфальтобетона, чтобы сформировать готовое асфальтовое покрытие. На данном этапе, как и на всех предыдущих, важно соблюсти технологию дорожного строительства, а также качественно уплотнить дорожное полотно спецтехникой.
Если же речь идет об асфальтировании пешеходных зон или стоянок для личного транспорта, технология асфальтирования упрощается. Однако потребность в качественном уплотнении никуда не пропадает. Исключением будет являться только случаи с использованием литого асфальтобетона.
Если вы хотите узнать, насколько качественно было уплотнено дорожное полотно, можно воспользоваться расчетом коэффициента уплотнения асфальта. Данный тест проводится в лабораторных условиях, и позволяет определить соответствие фактической плотности, которой обладает асфальтовое покрытие, нормам ГОСТ.
Какими преимуществами обладает асфальтовое покрытие
Как упоминалось в начале, асфальтовое покрытие является самым востребованным материалом для обустройства различных дорожных покрытий. Популярность достигается исключительно за счет высоких эксплуатационных характеристик и умеренной стоимости асфальтобетона.
К основным преимуществам, которыми обладает асфальтовое покрытие, относятся:
Все эти преимущества делают асфальт оптимальным вариантом для обустройства покрытия, причем во множестве сфер применения. Также к преимуществам можно отнести то, что асфальтобетон имеет множество разновидностей под любые нужды и бюджет.
Благодаря этому нет необходимости покупать дорогой щебеночно-мастичный асфальтобетон для строительства, например, садовой дорожки. Достаточно приобрести бюджетную асфальтовую крошку или песчаный асфальт, чтобы удовлетворить потребность.
Если требуется отремонтировать асфальтовое покрытие, то можно использовать холодный асфальт в мешках, за счет которого можно провести ямочный ремонт без специальных навыков и использования спецтехники.
Выводы
От правильного выбора асфальтового покрытия зависит его соответствие вашим целям, срок службы, а также финансовые затраты. При выборе асфальтобетона, в первую очередь, нужно определиться с назначением полотна. Для этого нужно понять, какая нагрузка будет оказываться на будущее асфальтовое покрытие.
Нагрузку можно подразделить на 5 категорий: от малой до очень высокой. Под малой нагрузкой подразумеваются пешеходные зоны, а под очень высокой – скоростные автомагистрали, федеральные трассы, аэродромы и так далее. Соответственно, чем более высокая нагрузка требуется, тем более качественной должна быть исходная асфальтовая смесь.
Одним из ключевых параметров, влияющих на эксплуатационные характеристики дорожного полотна, является состав асфальтовой смеси. Можно выделить 2 основных типа:
Первые 2 варианта подходят только для территорий, предназначенных для небольших нагрузок, тогда как второй вариант может использоваться для укладки на тех же самых скоростных автомагистралях и аэродромах.
При желании можно использовать дорогой щебеночно-мастичный асфальт и для асфальтирования придомовой территории, однако в этом нет острой необходимости. Поэтому многие выбирают бюджетный песчаный асфальт или крошку, так как их характеристики вполне отвечают требованиям.
По виду можно подразделить асфальт на:
Горячие смеси обладают высокими характеристиками, могут использоваться для асфальтирования любых территорий, в том числе автомобильных дорог. Холодный асфальт имеет более низкие физико-механические свойства, однако может использоваться в холодное время года. Преимущественно применяется для ямочного ремонта.
Литой асфальт является самым качественным вариантом, а также не требует уплотнения, что упрощает его укладку. Асфальтовое покрытие из литого асфальта получится ровным, гладким и прочным. Однако данный материал имеет и более высокую стоимость.
Также у асфальта есть вторичные параметры, такие как зернистость, пористость и марка. В любом случае, при асфальтировании используется асфальт различных фракций, а качественный состав асфальта будет обладать высокой плотностью. Марка же отражает процент содержания щебня в асфальтобетоне.
При планировании бюджета стоит принять во внимание, что асфальтовое покрытие будет наиболее прочным, если укладывать его в несколько слоев. При обустройстве пешеходных зон можно обойтись и одним слоем, тогда как в других случаях толщина асфальтобетона будет возрастать вместе с планируемой нагрузкой.
Для ценителей эстетичности существует цветной асфальт, который может быть окрашен в любой оттенок по таблице RAL. Такой асфальт чаще используется в частном строительстве, однако полезен и при дорожном строительстве, так как лучше привлекает внимание.
Исходя из характеристик асфальта, данный материал является наиболее оптимальным для обустройства покрытий различного назначения. Ни один другой материал не совмещает в себе такие высокие эксплуатационные характеристики, устойчивость к любому климату и умеренную стоимость.
Помимо выбора асфальтовой смеси стоит обратить внимание и на подрядчика, к которому вы обращаетесь. Если профессионализм специалистов-дорожников будет недостаточным, то даже асфальтовое покрытие из самых качественных материалов будет деформироваться и быстро изнашиваться.
- Типы и предназначение асфальтобетона
- Применение
- Виды
- Марки растворов
- Органоминеральные составы
- Требования к смесям
- Свойства асфальтовых эмульсий
- Особенности и основные характеристики асфальта
- Особенности и основные характеристики асфальтобетона
- Что входит в состав асфальтобетона?
- Особенности изготовления
- Проектирование
Асфальтобетонное покрытие — подходящий стройматериал для дорог. Его техническая характеристика позволяет обеспечить гладкость и нужную шероховатость поверхности при помощи выравнивающего асфальтоукладчика. Еще одним преимуществом асфальтобетонной смеси является возможность использования дорожного полотна сразу после укладки. В свою очередь, цементобетон приобретает необходимую структуру только через двадцать восемь дней. Кроме того, теплые асфальтобетонные смеси распределяются равномерным выравнивающим слоем. Такие поверхности легко ремонтировать, мыть, на них долго держится краска.
Типы и предназначение асфальтобетона
Универсальный асфальтобетон — это смесь, которая содержит не более 15% асфальта. В ее состав входят дополнительные инертные вещества (тонкодисперсные минеральные добавки), улучшающие показатели и эксплуатационные характеристики состава. Асфальтобетонные смеси используют при строительстве дорог, так как они выдерживают значительные механические нагрузки, отличаются прочностью и долговечностью. Благодаря составляющим компонентам, этот стройматериал может подвергаться укатке и уплотнению с целью повышения прочности. Асфальтобетон разделяют на крупнозернистый, среднезернистый и мелкозернистый. Разные типы дорожного асфальтобетона отличаются между собой количеством основного заполнителя (гравия, щебня, песка). Для создания крупнозернистого используют щебень размером до 40 мм, среднезернистого — до 25 мм, мелкозернистого — до 20 мм.
Невозможно точно определить, какой асфальтобетон лучше. Каждый тип имеет свое предназначение в дорожном строительстве: Крупнозернистый асфальтобетон обычно используется для обустройства нижнего слоя дороги. В составе смеси имеется щебень размером до 0,4 см. Среднезернистый асфальтобетон применяется для укладки однослойных дорожных покрытий или для создания верхнего слоя двухслойного полотна. Один из основных компонентов асфальтобетонной смеси этого типа — щебень размером до 0,25 см. Мелкозернистый асфальтобетон отличается высокой сопротивляемостью к атмосферным и механическим воздействиям. Поэтому его часто используют для устройства автомобильных трасс с интенсивным движением и укладки верхнего слоя в двухслойных дорожных покрытиях. Щебень, содержащийся в составе смеси, имеет размеры 0,5-2 см.
Применение
Плотные пористые стройматериалы применяют при укладке слоев дорожного полотна, взлетно-посадочных полос, площадок и других поверхностей. Для этого специалисты используют смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон.
Растворы классифицируют, согласно нескольким параметрам. Классификация зависит от особенностей компонентов, содержащихся в асфальтобетонных смесях. Различают четыре типа растворов. Классификация асфальтобетонных смесей выглядит так:
- По наличию минеральной составляющей. Растворы классифицируют в зависимости от того, какой тип составляющей используется при изготовлении. Существуют разные типы компонентов, входящих в состав асфальтобетонной смеси. Например, для типа А характерно пятидесятипроцентное содержание щебня в растворе.
- По размеру минеральных зерен составы бывают трех типов: песчаная (зерна для песчаной смеси должны быть менее пяти миллиметров), крупнозернистая (зерна менее сорока миллиметров) и мелкозернистая асфальтобетонная смесь (зерна размером менее двадцати миллиметров).
- В зависимости от используемого стройматериала, смесь бывает песчаная, гравийная и щебеночная.
- Температура также влияет на технические характеристики растворов. Классификация производится согласно температуре, которая зафиксирована в то время, когда происходила укладка смеси. Различают две разновидности: горячие асфальтобетонные смеси и теплые асфальтобетонные смеси. В частности, при распределении холодная асфальтобетонная смесь должна иметь температуру около 5°С, горячая – не ниже 120°С.