Основная характеристика эффективного дорожного покрытия — высокая восприимчивость к непрекращающимуся прессингу. Чтобы трасса прослужила долго, щебеночная подушка должна быть плотной и упругой. С этой целью создана специальная технология укладки сыпучего материала, под названием расклинцовка щебня. Подробно об этой методике в статье.
Высокопрочные поверхности из асфальта, железобетона и других материалов, нуждаются в особо твердой, неподвижной подушке. Такое основание должно быть плотным и основательным. Сейчас СНиП (Строительные нормы и правила) указывают нормативы и способы уплотнения основания высокопрочных покрытий для автомобильных дорог, взлетных полос, мостовых конструкций и строительных площадок, фундаментов зданий.
Что такое расклинцовка
Расклинцовка щебня катком
По сути, расклинцовкой называют укладку и утрамбовку щебня. Она может происходить в несколько этапов и использовать различные виды строительных материалов. Расклинцовка щебня при помощи разных видов фракций — основной вид уплотнения оснований. Щебень, применяющийся для данного процесса, требуется гравийный или гранитный. Особенно прочные виды применяют для создания неподвижных каркасов дорог и фундаментов. Но бетонный, асфальтовый, известковый и другие виды щебня, так же находят применение и подвергаются расклинцовке. Более мягкие материалы идут на строительство временных дорог, либо на покрытия, не требующие высокой прочности основания.
Что такое расклинцовка щебня
Чтобы обеспечить прочность дорожного покрытия, недостаточно верхних слоев из асфальта и железобетона. Необходима хорошая основа. Ее укладывают таким образом, чтобы избежать образование пустот. Обычным способом это сделать нет возможности, так как отдельные частички гравия имеют разную конфигурацию.
Расклинцовка щебня — это процедура, созданная для устранения пустот между отдельными зернышками. Благодаря этой технике, частички укладываются в прочную, ровную подушку. С введением в действие «Санитарных норм и правил» (СНИП), эта процедура стала обязательной.
ГОСТ регулирует, какие фракции щебня подходят для клинцовки гравия другого диаметра. Основными считают фракции 40–80 и 80–120 мм. В качестве расклинивающего гравия, разрешают использовать камни диаметром 5–10 или 10–20 мм. Процент в расклинцовке материала, размером более 10 мм, составляет до 15%.
Что такое расклинцовка?
Дорожное полотно должно обладать максимальной устойчивостью к высоким постоянным нагрузкам. Это качество и определяет главное назначение данного покрытия.
Верхнего асфальтного или железобетонного слоя недостаточно, чтобы добиться максимальной прочности и длительной эксплуатации. Он должен иметь под собой надежную, а, главное, неподвижную опору, исключающую какие-либо подвижки. И поскольку щебень относится к сыпучим материалам, имеющим разную фракцию, обычная укладка не позволяет исключить пустоты.
Обеспечить плотность и отсутствие пространства между «зернами» и призвана расклинцовка. Эта применяемая в дорожном строительстве технология заключается в перераспределении щебня так, чтобы между отдельными элементами не осталось никаких пустот. Такая утрамбовка камней позволяет получить целостную подушку, которая обеспечивает максимально возможную прочность всего дорожного полотна.
Расклинцовка представляет собой технологию укладки нескольких слоев щебня с их попеременной утрамбовкой. При этом материал берется разных фракций, как правило, 40-70 мм, 10-20 мм и 5-10 мм. В некоторых случаях могут использоваться еще более крупные фракции до 120 мм, отсев 0-5 мм, а также щебеночно-песчаные смеси. Суть метода состоит в том, чтобы свести к минимуму количество пустот между камнями и обеспечить их плотное прилегание друг к другу по принципу клиньев. Таким образом они образуют плотную насыпь – подушку, которой не страшны как внешние факторы – сильные осадки, вибрация от машин, так и внутренние – сезонные подвижки почв, перепады влажности и температур.
Применение щебенки различной фракционности приводит к тому, что во время утрамбовки мелкие камни «заклинивают» более крупные. Поэтому основание приобретает такие свойства, как монолитность, устойчивость к давлению и при этом – упругость, которая необходима, чтобы компенсировать воздействие нагрузок. Если пренебречь расклинцовкой, то пустоты между зернами, будут активно заполняться водой. При низких температурах влага кристаллизуется с расширением, разрушая саму структуру щебня и покрытия из него.
Что такое расклинцовка?Дорожное полотно должно обладать максимальной устойчивостью к высоким постоянным нагрузкам. Это качество и определяет главное назначение данного покрытия. Верхнего асфальтного или железобетонного слоя недостаточно, чтобы добиться максимальной прочности и длительной эксплуатации. Он должен иметь под собой надежную, а, главное, неподвижную опору, исключающую какие-либо подвижки. И поскольку щебень относится к сыпучим материалам, имеющим разную фракцию, обычная укладка не позволяет исключить пустоты. Обеспечить плотность и отсутствие пространства между «зернами» и призвана расклинцовка. Эта применяемая в дорожном строительстве технология заключается в перераспределении щебня так, чтобы между отдельными элементами не осталось никаких пустот. Такая утрамбовка камней позволяет получить целостную подушку, которая обеспечивает максимально возможную прочность всего дорожного полотна.
Расклинцовка: суть технологииПустоты невозможно заполнить щебнем одинаковой фракции. Размеры зерен должны быть различными. Чтобы они распределялись равномерно, заполняли собой пространство, материал засыпают слоями, а саму расклинцовку проводят в несколько этапов:
- подготовка;
- укладка щебня;
- проверка.
Добиться максимальной плотности и ровности закладываемых камней позволяет задействование дорожных специальных катков. Количество расклинцовок может варьироваться от одного и до трех. Это зависит от того, какие требования износостойкости и прочности предъявляются к строительным дорожным работам, исходного материала. Подготовительный этапЩебеночное основание на ответственных участках не может быть уложено на неподготовленное основание. Чтобы обеспечить высокое качество расклинцовки проводят следующие работы:
- Срезают верхний слой грунта. Если существует такая необходимость, то выполняют рытье котлована. Проводят уплотнение почвы.
- Чтобы защитить щебень от пагубного воздействия влаги, обустраивают гидроизоляцию. Чаще всего применяют такой материал, как геотекстиль. Его выкладывают по всей площади будущего дорожного полотна.
- Укладывают песчаную подушку, которая улучшает дренажные свойства дорожного основания. Толщину этого слоя определяют на этапе проектирования. Она варьируется в пределах от 20 см до 0,5 м.
Когда подготовка завершена, переходят к основным работам.
Строительство оснований и покрытий из щебня методом заклинки1. 1 Строительство оснований и покрытий из щебня методом заклинкиЩебеночные основания и покрытия по способу заклинки строят с проведением нескольких россыпей сортового щебня различных размером и уплотнением каждой из них. Основания и покрытия могут устраиваться и один, иногда в два слоя. Для верхних слоев применяют щебень основной фракции крупностью 40-70 мм, для нижних 70-120 мм. Для расклинцовки используют щебень фракций 20-40, 10-20 мм, а при устройстве верхнего слоя покрытия дополнительно 5-10 мм. Для верхних слоев используют прочный щебень марок 800-1000, для нижних щебень слабых пород марок 300-600. Работы по устройству щебеночных оснований и покрытий методом заклинки проводят в несколько этапов. Например, устройство однослойного щебеночного основания выполняют в такой технологической последовательности (рисунок 1. 5):— распределение основной фракции щебня размером 40-70 мм на проектную толщину с учетом последующего уплотнения. Ушки пение пешими катками для создания устойчивости слоя за счет обжимки россыпи;— россыпь щебня размером 20-40 мм из расчета 1,5-2 м3 на 100 м2 для расклинки. Уплотнение средними катками до взаимного заклинивания щебенок с предварительным поливом водой из расчета 15-25 л на 1 м2 ;
Работы организуются соответственно на трех захватках. Рисунок 1. 5 — Технологическая схема потока по строительству щебеночного основания:1 — автомобиль-самосвал; 2 – распределитель ДС-54; 3 — легкий каток; 4 — автомобиль-самосвал с навесным распределением щебня; 5 — поливомоечная машина; 6 — средний каток; 7 — тяжелый каток. При строительстве покрытия в верхний слой добавляют каменную мелочь крупностью 5-10 мм (0,5-1 м3 на 100 м2), которую смачивают 4-5 л воды на 1 м2, и уплотняют тяжелыми катками. В результате такой последовательности работ в верхней части дорожной одежды образуется плотная щебеночная корка, обладающая расчетным модулем упругости. При производстве работ щебень основной фракции распределяется при помощи самоходного распределителя ДС-54, либо бульдозерами или автогрейдерами. Расклинивающий щебень рассыпается самоходным распределителем каменной мелочи ДС-49 или навесными и прицепными распределителями. В зависимости от этапности работ целесообразно принимать следующие массы катков. Для щебня прочных пород:— катками с металлическими вальцами на первом этапе — 6-8 т, на вто ром — 10—12 т, на третьем и последующих — 12-18 т;— пневмоколесными на первом этапе — 10-16 т, затем 16-35 т;— прицепными вибрационными на всех этапах массой не менее 6 т;— решётчатыми массой не менее 15 т;— комбинированными массой не менее 16 т. Общее число проходов катков статического типа должно быть не менее 30, вибрационных — не менее 12, комбинированных — не менее 18. Причем 1/3 из числа проходов выполняется на стадии уплотнения основной фракции, а 2/3 — на стадии расклинцовки. Конкретное количество проходов катка по одному следу определяется опытным уплотнением. Основания из щебня марок по прочности менее 600 уплотняют катками на пневматических шинах массой не более 16 т не менее, чем за 20 проходов. Скорость катков изменяется следующим образом: на первом и в начале второго этапа — 1,5-2 км/ч, в конце второго и последующих максимальная. Перекрытие смежных следов должно составлять не менее 20 см. Признаками окончания уплотнения первого слоя служит прекращение образования волны перед легким катком и отсутствие заметной ни глаз осадки щебня. Признаками окончания уплотнения на последующих папах служат: отсутствие подвижности щебня, прекращение образования волны, отсутствие осадки, стабилизация режима работы двигателя катка. Построенное щебеночное покрытие засыпают сухими высевками (размер частиц до 5 мм) или крупнозернистым песком слоем 2-3 см и укатывают несколькими проходами катка во избежание забивания покрытия грязью. В первые две-три недели необходимо регулировать движение автомобилей для равномерной подкатки покрытия, наметать разбрасываемые высевки. В этот период покрытие необходимо поддерживать во влажном состоянии, поливая его водой или раствором хлористого кальция. Расклинцовка щебняОсуществляется в несколько последовательных этапов:Первый этап. Предполагает укладку щебня с фракцией 20-70 мм. Крупные камни в 70-120 мм используют гораздо реже. Чаще всего они применяются во время выполнения дорожных работ. Выложенный слой насыпного материала утрамбовывают, а сверху «застилают» сеткой или бетоном, отходами кирпича. Второй этап. Заключается в укладывании фракции 20-40. Этот слой должен иметь толщину в 20 см, утрамбовываться виброплитой либо катком как минимум пять раз. Чтобы исключить перегрев при возникновении трения зерен, щебень каждый раз поливают водой. Третий этап. На утрамбованное основание укладывают мелкую фракцию — камни размером от 5 до 20 мм. Таким образом, самые маленькие зерна щебня находятся наверху. Заключительный слой делается достаточно тонким. Если в процессе выполнения работ используется трудноуплотняющийся щебень, перед расклинцовкой он подвергается обработке вяжущим органическим веществом. Его расход варьируется от 2,5 до 4 литров на квадратный метр. Главные понятия и технологияВ вопросе устойчивости фундамента к серьезным нагрузкам важную роль играет такая технология, как «расклинцовка щебня». Ее основное предназначение — создание прочного и долговечного основания. Суть процесса расклинцовки щебня в том, что при укладке образующиеся пустоты заполняют путем засыпания фракций разных размеров, что делает основание более прочным. Здесь важно соблюдать определенную последовательность действий: 1. Вначале верхний слой почвы срезают, и роют котлован, если в этом есть необходимость. Далее грунт уплотняют, а дно выкладывают геотекстилем для гидроизоляции. Следующим этапом является формирование песчаной подушки с целью улучшить дренажные свойства. Толщина слоя песка при этом — от 20 до 50 см. Далее используют щебень фракции 40-70, в редких случаях – 70-120 мм. Такие фракции чаще применяются в дорожных работах. Щебень утрамбовывают специальными механизмами, посредством чего и происходит уплотнение гравия. Сверху кладут сетку либо отходы бетона, кирпича. Далее используют фракцию 20-40. Толщина слоя — 20 см. Полученную подушку не менее 5-6 раз трамбуют посредством катка либо виброплиты. После каждого утрамбовывания основание поливают водой во избежание перегрева от трения зерен. Далее производят выравнивание в соответствии с заданными параметрами. После чего для расклинцовки выбирают мелкие камни (5-20 мм), укладывая их тонким слоем. Трудноуплотняемый щебень дополнительно обрабатывают органическим вяжущим веществом с расходом 3 – 4 л/м2.
Окончание выравнивания поверхности утрамбовки можно определить посредством отсутствия заметной на глаз осадки и подвижности, а также отсутствием волны перед воздействием на подушку. Основание, полученное в процессе выравнивания засыпают песком, дабы не допустить загрязнения. Для проверки качества основания используют специальный прибор, который посредством динамического зондирования определяет степень усадки. Количество расклинцовок варьируется от одной до трех (максимально). Это зависит от требований, предъявляемых к прочности и износостойкости при проведении строительных и дорожных работ. Проверка расклинцовкиСуть технологии заключается в устройстве щебеночной подушки с высокой степенью плотности, прочности, надежности, без отсутствия каких-либо подвижек. Определить эти параметры с точностью при визуальном осмотре невозможно. Для этого используется специальный прибор. Принцип работы такого устройства основан на динамическом зондировании. Несколько ударов, наносимых прибором, позволяют зафиксировать степень усадки. Если она соответствует заявленным требованиям, щебень, независимо от фракции, утрамбован качественно, можно продолжать укладку и уплотнение катком следующего слоя или завершать работы. Это зависит от того, сколько расклинцовок требуется сделать. Чтобы защитить полученное основание из щебеночного материала от возможных загрязнений, его засыпают песком. Это особенно актуально в тех ситуациях, когда между проведением расклинцовки и последующей укладкой дорожного полотна выжидается какой-то определенный промежуток времени. Важные нюансыПоэтапное засыпание щебня, сопровождаемое утрамбовкой с использованием специализированной строительной техники, проводится исключительно на базе точных расчетов. Без определения требуемого количества материала одной, второй, третьей фракции невозможно достичь высокой плотности и прочности основания. Учитываются стандарты и особенности укладываемого дорожного покрытия, условия эксплуатации, особенности региона. Немаловажное значение имеет марка прочности исходного щебеночного материала. Если это щебень марки M600, достаточно проведения расклинцовки в один этап. Это касается материала, поставляемого разнофракционным, либо использования щебеночно-песчаной смеси. Расход щебенки при расклинцовкеОпределяется ГОСТом 8267 и обозначает количество щебеночного материала различной фракции для укладки основания, равного одной тысячи квадратных метров. Если используется фракция 5-10, 10-20 и 20-40, потребуется порядка 10 кубических метров. Аналогичный расход характерен и при использовании самой крупной фракции, размер зерен которой составляет от 70 до 120 мм. Отсутствие увеличения количества необходимого материала обусловлено величиной камня. Наибольшее количество материала требуется на укладку первого слоя. Чтобы выложить основание в 1 тыс. , необходимо порядка 15 кубометров щебня с фракцией зерен 40-70 мм. Технология заклинки щебня для прокладки щебеночной дорогиДля дорожных покрытий из щебня связность и прочность несущего слоя зависят от степени заклинивания каменного материала. Широко распространен метод заклинки щебня (от слова заклинить – укрепить клином, вколотить клин), основанный на укладке щебня разных фракций. Целью процесса укладки зерен разных фракций, называемого расклинцовкой, является заполнение мелким камнем пустот между камнями более крупных фракций, добиваясь наибольшей плотности щебеночного покрытия. Расход расклинивающих фракций щебня указан в приведенной ниже таблице. Уплотнение щебневых фракций осуществляется тяжелыми катками за несколько проходов, минимальное количество которых зависит от типа катка, но не меньше 6-7 проходов по одному месту. Читай статью Свойства и применение щебня фракции 40-70.
Акт на расклинцовку щебня
При любых строительных работах, осуществляемых подрядчиками, необходимы сопроводительные документы. Для контроля качества работ по созданию оснований из щебня методом заклинки составляет отдельный акт. В нем прописываются следующие данные:
- этапы дорожных работ;
- стадии, на которые требуется особый контроль;
- методы тестирования и контроля качества;
- перечень используемых инструментов и техники;
- документы по щебню.
Акт на расклинцовку позволяет избежать спорных ситуаций и служит гарантией добросовестного отношения исполнителя к выполняемым работам.
В Москве и Подмосковье одним из лучших поставщиков щебня считается компания «СТМ-Неруд». Собственное производство позволяет удовлетворить спрос покупателей на любую фракцию, а автопарк на 18 тягачей и продуманная логистика гарантируют своевременную доставку. Весь производимый щебень проходит лабораторные испытания, что подтверждается соответствующими сертификатами. Дополнительный плюс – относительно низкие цены и поставка как крупных, так и мелких объемов (от 20 м3). Уточнить детали или сделать заказ можно на сайте компании или по телефону. Наши специалисты готовы ответить на вопросы и подсказать наилучший вариант для каждого конкретного случая.
Расход щебенки при расклинцовке
Существует несколько стандартов, регламентирующих требования к щебню для расклинцовки. Для гранита, гравия и других горных пород – ГОСТ 8267-93, для шлаковых -материалов – ГОСТ 3344-83, для щебеночно-песчаных смесей – ГОСТ 25607-94. Чаще всего используют гранитный и гравийный щебень, так как они отличаются прочностью (М1000-1200), низким коэффициентом водопоглощения, морозоустойчивостью. Допускается использование шлаковых материалов с маркой прочности (дробимости) не ниже М800. Для частного строительства и прокладки дорог с невысокой проходимостью применяют известняковый щебень (М600). При этом допускается одноэтапная утрамбовка, что связано с малой прочностью материала. При покупке щебня обращают внимание на такие характеристики как лещадность зерен, содержание слабых пород, глины и пылевидных частиц, стойкость к истиранию.
Отдельно стоит сказать о таком критерии выбора, как коэффициент уплотнения щебня. Параметр показывает, сколько потеряет в объеме материал при усадке и используется для расчета требуемого количества щебенки. Например, для гранита фракции 40-70 мм коэффициент составит 1. 36, для отсева 0-5 мм – 1. То есть, чем меньше фракция, тем выше степень уплотнения.
Этапы расклинцовки щебня
Нельзя просто привезти щебень, распределить его по трассе или площадке и небрежно пройтись пару раз катком для уплотнения и выравнивания. В таких случаях дорожное полотно не продержится и года, асфальт пойдет трещинами, где просядет, а где вспучится и придется делать все заново. Расклинцовка щебня требует соблюдения определенных правил и проводится в несколько шагов. Условно можно выделить три этапа:
- Подготовка грунта. Земля должна быть очищена от мусора, крупных камней, пней и выровнена. При необходимости вырывается котлован или создается насыпь для будущей дороги/строительной площадки. Затем поверхность укрывается геотекстилем – тканым или нетканым полотном, которое служит нескольким целям. С помощью него армируют грунт, предупреждают образование эрозии почв и создают гидроизоляцию. После чего все это засыпается песком, при этом толщина песочного слоя можно составлять от 10 до 50 см.
- Укладка и утрамбовка щебня. Каждая фракция насыпается отдельно. Сначала крупная, потом средняя и мелкая. Слои дополнительно увлажняют водой и утрамбовывают: не менее 10 раз, с помощью пневматических, гладковальцовых, вибрационных или комбинированных катков. Влага позволяет уменьшить силу трения и последующий нагрев зерен. Утрамбовку заканчивают, когда щебень перестает давать усадку и покрытие становится неподвижным, это означает, что расклинцовка прошла успешно. Об этом же говорит и отсутствие «волн» на поверхности подушки.
- Проверка качества. Чтобы убедиться в надежности получившегося основания, проводят тестирование с помощью плотномера – прибора, работающего по принципу динамического зондирования. Он позволяет выяснить динамический модуль плотности щебня, то есть степень его усадки. Контроль качества подушки может проводиться после утрамбовки каждой фракции щебня.
В ряде случаев количество пунктов может увеличиться или уменьшится, это зависит от особенностей рельефа, почвы, погодных условий и т. Но перечисленные этапы относятся к обязательным.
Последовательные этапы расклинцовки
Для проведения операции выбирают гравий разного размера. Материал засыпают постепенно, слой за слоем. А саму процедуру расклинцовки основания щебнем проводят в 3 этапа:
- подготовительный;
- собственно укладка;
- проверка.
Для достижения прочности дороги, одной расклинцовки недостаточно. Иногда делают процедуру 2–3 раза. Играют роль требования, которые предъявляют к устойчивости дорожного покрытия.
Подготовительная стадия
Прежде чем утрамбовать разнородные частицы, осуществляют подготовку грунта, на котором предполагается укладка гравия. Верхний слой почвы удаляют, при необходимости роют котлован. Делают уплотнение грунта.
Для предотвращения воздействия влаги на гравий, проводят гидроизоляцию. В этих целях используют специальный материал геотекстиль, который равномерно распределяют по локации будущей дороги.
После гидроизоляции, укладывают песчаную подушку. Ее толщина определяется еще на этапе проектирования дорожного покрытия. Она варьируется от 0,5 до 20 см.
Иногда гравий перед укладкой обрабатывают вяжущим веществом. На 1м2 дорожного полотна используют от 2 до 4 литров вещества.
Основные работы
После проведения подготовительных работ, переходят собственно к клинцеванию. Эта стадия самая трудоемкая, поэтому распределяется еще на 3 последовательных этапа.
В самом начале укладывают крупнофракционный гравий. Его диаметр варьируется от 20 до 70 мм. Реже используют большие частицы размером 80–120 мм. Слой щебня утрамбовывают. Сверху наносят бетон или сетку. Иногда используют кирпичные остатки.
Второй этап — укладка камней среднего диаметра. Их размеры составляют от 20 до 40 мм. Для выкладывания необходимо специальное устройство для расклинцовки щебня — виброплита.
Операцию повторяют 5 раз, после каждой процедуры поливая камни водой. Этот прием предупреждает перегрев щебня. В итоге толщина слоя равна 20 см.
Чтобы полностью расклинить щебень, в конце выкладывают тонкий слой мелких камешков, диаметром 5–20 мм. То есть самый маленький гравий располагают сверху.
Для уплотнения материала по способу заклинки, на каждом этапе используют 16 тонные катки. Также можно брать прицепные на 6 тонн или гладковальцовые на 10. Ими обрабатывают камни от 30 и более раз.
Стадия проверки
Зрительно невозможно оценить прочность и качество дорожного покрытия. Для этого используется устройство, принцип работы которого основан на зондировании. Прибор наносит ряд ударов, позволяющих определить эффективность утрамбовывания. Если погрешностей не обнаружено, можно накатывать следующий слой.
Что значит расклинцовка щебнем
Наличие надежной и прочной основы — это одно из важнейших требований, предъявляемых к автомобильным дорогам и трассам. Соблюсти его позволяет устройство щебеночной подушки. Чтобы она была максимально стойкой и прочной, этот сыпучей материал укладывают по технологии, которая получила название расклинцовка. Иначе основание не будет обладать необходимыми качествами, что повлечет за собой негативные последствия для покрытия в целом.
Суть технологии
Качество и долговечность дорожного покрытия во многом зависит от подушки – основы, на которую уложен асфальт. Основным материалом для нее служит щебень, и чтобы превратить его в надежное и устойчивое ложе для последующей укладки, применяют специальную технологию – расклинцовку. Особенно важное значение имеет при строительстве крупных объектов – оживленных магистралей, аэродромных полос, промышленных и военных сооружений, то есть там, где на подушку ожидаются колоссальные нагрузки.
Проверка расклинцовки
Расход щебня, его плотность и т. прописаны в СНиП 3. 85 (Строительные нормы и правила для автомобильных дорог) и в их актуализированной версии СП 78. 13330. 2012. При создании трехслойного основания из щебня используются следующие нормативы:
- крупная фракция 40-70 мм – потребуется объем 15 м3 на 1000 м2 насыпи;
- средняя фракция 10-20 мм – столько же;
- мелкая фракция 5-10 мм – 10 м3 на 1000 м2 насыпи.
Если предполагается использование более крупных фракций 70-120 мм, то расход составляет 10 м3 на 1000 м2. При этом для заклинки можно брать щебень 5-40 мм. В некоторых случаях предлежащий слой могут обрабатывать вяжущими веществами для улучшения качества расклинцовки (2-3 л на квадратный метр покрытия).
Область применения расклинцовки
Не ограничивается строительством дорожного полотна с высокой пропускной способностью, выдерживающего большие нагрузки.
Расклинцовка необходима при
- возведении фундаментов для высотных зданий;
- строительстве аэродромных взлетно-посадочных полос;
- производстве ответственных железобетонных конструкций.
ЖБИ изготавливают с использованием расклинцовки как в заводских условиях, так и непосредственно на строительной площадке.
Перед проведением операции, готовятся документы. Одним из них является акт на расклинцовку щебня. В нем указывают такие данные:
- этапы проведения работ;
- операции, которые контролируют на каждом шаге;
- метод, с помощью которого осуществляется контроль;
- необходимая документация.
В акте также указывают инструментарий, отмечают ответственных за операционный и приемочный контроль.
Первый этап процесса — укладка щебня крупных фракций. Обычно это 40 — 70, но возможно и много большие, к примеру, 70 — 150. Если этот слой содержит щебень марки М600 и его утрамбовать при помощи виброкатка, то возможно исключение следующих этапов. Не применять следующие этапы можно и при использовании разнофракционного щебня и песчано-щебеночной смеси.
При последовательном формировании основания, поверх утрамбованного первого слоя, накладывается щебень более мелких фракций. Размер фракции щебня зависит от цели строительства. Это может размер быть щебень 5 — 20 или 20 — 40.
для расклинцовкиболее крупных фракций
Доставка от 10 м3. СПб и Лен. область
Слоев так же может быть несколько. Самая подходящая последовательность расклинцовки это крупный, средний и мелкий щебень. Каждый слой рекомендуется смачивать водой для минимализации процесса трения камней. Расклинцовка виброкатком всех слоев последовательно позволяет получить высокопрочное основание. Сама схема очень проста. Более мелкие фракции заклинивают более крупные. При трамбовании и закатке щебень образует подушку с небольшим коэффициентом подвижности.
Коэффициент уплотнения и другие показатели при расклинцовке
У каждого сыпучего материала существует коэффициент уплотнения или КУ. Знание КУ щебня перед расклинцовкой потребуется для следующих моментов:
- Количества закупок материала
- Степени усадки во время и после уплотнения щебня
Массу можно рассчитать, имея три величины. Это КУ, объем и удельный вес. Каждый, уважающий себя, продавец обязан указать КУ на марке щебня. Все три величины необходимо перемножить между собой. Специалисты пользуются специальными таблицами, где указана средняя масса определенной фракции щебня. Например, в 1 м3 помещается полтора килограмма щебня мелкой фракции от 0 до 5 и 1470 кг более крупной фракции от 40 до 70.
Если считать расход щебня на площадь работ, то здесь так же пользуются примерными таблицами. Так, при использовании фракции от 40 до 70, то на 1000 м2 расходуется примерно 15м3 уплотненного материала.
Очень важна при расклинцовке и насыпная плотность. Значение этой величины определяется при помощи специальных сосудов емкостью 50 л. Масса порожнего и заполненного сосуда делится на объем самой емкости.
Стоимость расклинцовки
Можно рассчитать примерную цену строительной технологии самостоятельно, зная расценки щебня и его расход на 1000 м3. На основе этого составляется смета. Средняя стоимость в столице РФ составляет 600 рублей на 1м2, но это без учета доставки и разницы в цене на отдельные фракции.
Стоимость 1 тонны гравия варьируется от 3 000 до 7 000 рублей. Дешевле всего крупный камень диаметром от 70 мм, среднедисперсный дороже.
Коэффициент уплотнения при расклинцовке
Основной показатель при проведении операции — коэффициент уплотнения (КУ). Продавец указывает его на упаковке щебня. КУ нужен для закупки правильного количества сырья, определения степени усадки. Массу необходимого щебня рассчитывают, перемножив между собой 3 величины: коэффициент укладки, удельный вес и объемы.
Чтобы понять приблизительный расход материала на площадь дорожного покрытия, пользуются таблицами. В ней указан диаметр щебня и объем, который тратится на 1000 м3 автострады.
Где применяется расклинцовка
Расклинцовка используется как при возведении промышленных объектов, так и при частном строительстве. К первым можно отнести федеральные трассы, крупные автомагистрали, высотные и производственные сооружения. Все работы проводятся с применением специальной техники и под контролем соответствующих органов. Каждый этап проводится по ГОСТам, характеристики щебня подтверждаются лабораторными исследованиями и сертификатами, а сопроводительная документация закреплена юридически. В качестве материалов используют щебень из горных пород (гранит, диабаз, диорит, габбро, базальт и т.
При строительстве частных домов, хозяйственных построек, прокладке подъездных дорог и асфальтировании придомовых территорий такие сложности ни к чему. Допустимо применение известнякового или вторичного щебня, а его утрамбовка производится подручными средствами или бытовыми виброплитами. Расклинцовка позволяет повысить прочность основания, а значит, и надежность асфальтового покрытия. При этом она не требует дополнительных расходов на вяжущие вещества (за небольшим исключением для районов с подвижными почвами). В среднем на нее затрачивают около 2-х недель, необходимо, чтобы каждый слой дал хорошую усадку.
Заключение
Расклинцовка гранитного материала — важная процедура в дорожно-транспортных работах. Помимо правильной техники, нужно обращать внимание на время укладки материала. Оптимальным считают период за 2 недели до осенних дождей. Тогда можно рассчитывать на хороший результат работ.
https://youtube.com/watch?v=yRoTu9zC7ZA%3Ffeature%3Doembed