- Новые сообщения
- Лучшие темы
Какой щебень выбрать для парковки на даче или у дома: гранитный, гравийный, известняковый, а может, вторичный? На чем сэкономить, но при этом сделать надежное основание и гладкое прочное покрытие, которое не провалится под колесами авто? На эти и другие вопросы ответим в нашей статье, расскажем, какие материалы выбрать и дадим пошаговую инструкцию по отсыпке парковки.
Щебень под парковку — какой лучше?
Сразу исключим варианты с гранитным и гравийным щебнем, так как их характеристики, например, марка прочности — М1200 у гранита и М1000 у гравия — избыточны для такого вида работ. Парковка на даче под легковой автомобиль вряд ли будет иметь высокие проектные требования, а переплачивать за щебень плотных горных пород смысла нет.
Давайте сразу перейдем к доступным вариантам — известняковый щебень, вторичный бетонный и асфальтовый, а также к асфальтовой крошке.
Известняковый щебень — это щебень из осадочной породы желтого или молочно-белого цвета. Самый востребованный для дорожных работ, используется в строительстве городских, проселочных дорог, в том числе тех, где предусмотрен проезд большегрузного транспорта. Если бюджет позволит, то для основания парковки возьмите известняк фракции 20-40 или 40-70. Средняя цена за куб в Московской области — 2000 руб. , марка прочности — М600.
Известняковый щебень не рекомендуется брать для болотистых почв или участков с высоким уровнем залегания грунтовых вод, т. при постоянном контакте с водой, во влажной среде он может довольно быстро раскрошится, и основание парковки размоется.
Первый бюджетный вариант, но с хорошим показателем прочности М600 и морозостойкости F100, — вторичный щебень. Получают его путем дробления обломков зданий и сооружений. Вторичный щебень называют еще бетонным или передробленым бетоном. Плиты, блоки, оставшиеся после сноса здания, отправляют на переработку в дробильно-сортировочный комплекс. Там их передрабливают и отсеивают по фракциям: 5-20, 20-40, 40-70.
Для основания под парковку используют крупный щебень 40-70, для второго слоя при уплотнении — фракцию 20-40.
Вторичный щебень схож по характеристикам с известняковым, но стоит в 2 раза дешевле и не боится воздействия воды. Обычная цена за куб «вторички» — 900-1000 руб. Из недостатков —только не очень эстетичный внешний вид. Все-таки это не природный камень, а материал вторичной переработки, где попадается в том числе кирпич, и зерна неоднородного цвета и состава. Для основания это отличный вариант щебня под парковку — недорого, качественно и всегда в наличии.
Асфальтовый щебень — еще один переработанный материал, получаемый из асфальтового скола. Фракционность у него аналогичная с остальными видами — 5-20, 20-40, 40-70. Прочность М600, морозостойкость F100. Содержит в составе битум, благодаря чему обеспечивается надежное сцепление камней между собой при воздействии солнечных лучей и естественной утрамбовки автомобильными колесами. Цена, как и у вторичного щебня — от 900-1000 рублей за куб. Тоже хороший вариант для площадки под парковку из щебня: для основания, среднего слоя в качестве уплотнения, а также для финишного слоя при отсыпки мелкой фракцией.
Асфальтовая крошка. Материал для финишного покрытия парковки, который при правильной укладке создает идеально ровное полотно, по которому удобно заезжать и комфортно ходить. Содержит максимальный процент битума из всех вторичных асфальтовых материалов. При отсыпке финишного слоя асфальтовой крошкой ее можно расплавить газовой горелкой и дополнительно пройтись виброплитой. В результате получится практически асфальтированная площадка, но дешевле.
Асфальтовую крошку с высоким содержанием битума получают путем срезания фрезой верхнего дорожного слоя. Меняя старое покрытие при ремонте дороги, фреза тонким слоем срезает асфальт и превращает его в мелкую крошку, которая очень хорошо трамбуется. Кстати, укладывать верхний слов парковки из асфальтовой крошки рекомендуют летом, в жаркую погоду. Битум в этом случае быстрее плавится и покрытие плотнее укатывается.
Итак, для бюджетного варианта парковки из щебня рекомендуем выбрать вторичный или асфальтовый щебень 20-40 и 40-70 и крошку для финишного слоя.
Как уложить щебень под парковку?
Шаг 1. С помощью экскаватора снимите плодородный слой почвы толщиной не менее 20 см. Это нужно для создания «корыта», куда отсыпают остальные материалы, а также для того, чтобы плодородный слой не гнил под парковкой.
Шаг 2. На подготовленное уплотненное основание отсыпьте песок высотой 10-20 см. Полейте водой, чтобы он лучше утрамбовывался. При отсыпке песчаной подушки хорошо, если моросит дождь. Песок трамбуется лучше, а подушка получается ровной и плотной.
Шаг 3. Положите сверху песка геотекстиль плотностью от 200 г/м². Лучше всего подойдет термокрепленный геотекстиль, который пропускает воду. Основная его функция в том, что он не позволяет щебню и песку смешиваться и уходить в грунт при утрамбовке.
Шаг 4. Сверху геотекстиля отсыпьте щебень крупной фракции 40-70 высотой не менее 10 см.
Шаг 5. Вторым слоем для уплотнения площадки отсыпьте щебень фракции 20-40.
Шаг 6. Сделайте финишное покрытие из асфальтовой крошки или мелкого щебня 5-20. Утрамбуйте виброплитой.
Такова технология парковки из щебня под ключ. Стоимость от 1160 руб. /м².
Можно сделать дешевле. Например, просто снять слой грунта и отсыпать крупный щебень. Это вариант на 1-2 года или совсем временный, когда на участке только начинается строительство и надо отсыпать площадку под проезд и стоянку автомобилей.
В таблице ниже вы увидите разные варианты для парковок из щебня под любой бюджет.
Минимальная площадь работ — 4000 м2
Пакеты услуг «Строительство дорог и парковок»Эконом
Базовый
Комплексный
Цена от 460 руб. /м²Цена от 675 руб. /м²Цена от 1160 руб. /м²✓ Выезд специалиста на объект ✓ Выезд специалиста на объект ✓ Выезд специалиста на объект ✓ Смета ✓ Смета ✓ Смета ✓ Снятие верхнего слоя грунта 15 см✓ Снятие верхнего слоя грунта 20 см✓ Снятие верхнего слоя грунта 50 см✓ Отсыпка асфальтовым или вторичным щебнем фр. 40-70/20-40 ✓ Отсыпка нижнего слоя щебня фр. 40-70/20-40✓ Подушка из песка 20 см— ✓ Финишное покрытие асфальтовой крошкой 5 см✓ Отсыпка нижнего слоя щебня фр. 40-70 10 см— —✓ Отсыпка второго слоя щебня фр. 20-40 10 см——✓ Финишное покрытие щебнем 5-20 или асфальтовой крошкой 10 смЗаказатьЗаказатьЗаказатьПосмотреть работыПосмотреть работыПосмотреть работы
Чтобы получить консультацию по выбору материала, а также расчет цены парковки из щебня под ключ, оставьте заявку на сайте или позвоните по телефону +7 (495) 665-83-13. Мы свяжемся с вами меньше, чем за 5 минут.
Дача — это такое место, где всё хочется сделать хорошо, но недорого. Поэтому для обустройства участка и подъезда к нему мы возьмем универсальный строительный материал — щебень, который можно использовать для решения самых разных дачных задач. Каких — сейчас расскажем: с примерами и советами.
Дорога из щебня к дачному участку
Чтобы как следует заняться своими «шестью сотками», в первую очередь надо организовать к ним подъезд, т. отсыпать дорогу на расстоянии от основной трассы к вашему дому. Если перед вами стоит такая задача, выбирайте из трех вариантов щебня: вторичного, асфальтного и известнякового. Именно эти виды отлично подходят для строительства дорог и помогут не раздуть общий бюджет.
Вторичный щебень. Цена — от 900 руб/м³. Продукт переработки и дробления бетонных плит, оставшихся после демонтажа зданий. По характеристикам прочности и морозостойкости одинаков с природным известняковым щебнем, при этом не боится воды, универсален, может одновременно использоваться для основания и финишного слоя дороги. Выглядит не слишком эстетично, по цвету и рисунку камня уступает природному щебню, зато стоит в 2, а то и 3 раза дешевле. Если внешний вид дороги принципиален, сверху «вторичку» можно покрыть мелкой асфальтовой крошкой. Но если важнее низкая цена и практичность, отсыпки вторичным щебнем будет достаточно.
Асфальтовый щебень. Цена — от 850 руб/м³. Эксклюзивный продукт производства нашей компании. Асфальтовый щебень — аналог асфальтовой крошки, только он крупнее, и за счет большего размера камня не уходит даже в болотистый грунт. Мы получаем этот вид щебня путем дробления крупного асфальтового скола, который затем просеиваем и сортируем на фракции 20-40 и 40-70. Главное преимущество асфальтового щебня в том, что он содержит битум и не требует утрамбовки. Ровное однородное полотно после укладки само уплотнится естественным образом в течение некоторого времени — под колесами вашей машины и под воздействием солнечных лучей в сезон.
Известняковый щебень. Цена — от 1900 руб/м³. Природный щебень из горных осадочных пород. Чистый, экологичный, безопасный, однородный по цвету и форме камней. При строительстве дороги на даче часто используется как основание и как финишное покрытие. Однако есть у него пара недостатков. Известняковым щебнем не рекомендуется отсыпать дороги на болотистых почвах и грунтах, да и цена его в 2 раза выше, чем на вторичный щебень, и в 3 раза, чем на асфальтовый. Известняковый щебень берут для дороги, если очень важен ее внешний вид и принято решение строить только и натурального щебня, а не рецикла.
Варианты отсыпки дороги на даче
Их тоже три, и различаются они по цене, объёму использованных материалов и количеству этапов. А в итоге — и по долговечности дороги. Вариант «Эконом» прослужит 1-2 года с гарантией 1 месяц. «Базовый» вариант с уплотнением — 2-4 года с гарантией 3 месяца. «Комплексный» вариант под ключ — 4-5 лет с гарантией 1 год.
Пакеты услуг «Строительство дорог в СНТ»Эконом
Базовый
Комплексный
Цена от 460 руб. /м²Цена от 675 руб. /м²Цена от 1160 руб. /м²✓ Выезд специалиста на объект ✓ Выезд специалиста на объект ✓ Выезд специалиста на объект ✓ Смета ✓ Смета ✓ Смета ✓ Снятие верхнего слоя грунта ✓ Уплотнение каждого слоя катком или виброплитой✓ Уплотнение каждого слоя катком или виброплитой✓ Отсыпка асфальтовым или вторичным щебнем фр. 40-70 ✓ Снятие верхнего слоя грунта ✓ Снятие верхнего слоя грунта —✓ Отсыпка нижнего слоя щебня фр. 40-70 ✓ Подушка из песка —✓ Финишное покрытие щебнем 5-20 или асфальтовой крошкой ✓ Подготовка дренажных канав ——✓ Укладка геотекстиля——✓ Отсыпка нижнего слоя щебня фр. 40-70 ——✓ Отсыпка второго слоя щебня фр. 20-40——✓ Финишное покрытие щебнем 5-20 или асфальтовой крошкой
Примеры работ
Площадка под машину из щебня
Для организации парковки на даче подойдут все те же три вида щебня, что и для подъезда: вторичный, асфальтовый, известняковый. Важнее здесь технология отсыпки и выбор фракции.
Для того, чтобы стоянка из щебня на даче не доставляла много хлопот — камни не растаскивались по участку, не приходилось бы часто подсыпать щебень, площадка не проседала — мы советуем сделать работу под ключ. не просто вырыть площадку и засыпать щебнем, а отсыпать так называемый «бутерброд» из песка и щебня нескольких фракций.
Как сделать парковку из щебня на даче?
Шаг 1. Снимите слой грунта толщиной не менее 20 см.
Шаг 2. На подготовленное уплотненное основание отсыпьте песок высотой 10-20 см. Песчаную подушку обильно полейте водой.
Шаг 3. Положите сверху геотекстиль плотностью от 200 г/м². Он нужен для дополнительного уплотнения участка, а также для того, чтобы сорняки не пробились на поверхность площадки, а щебень не ушел в песок.
Шаг 5. Сделайте финишное покрытие щебнем 20-40 и при необходимости сверху засыпьте площадку асфальтовой крошкой. За счет битума в составе она отлично трамбуется машиной и образует однородное полотно.
Для площадки под автомобиль из всех фракций щебня выбирают 20-40 или 40-70.
- Фр. 20-40. Подходит для отсыпки стоянки при условии частично подготовленного основания и снятого слоя грунта. Щебень размера 20-40 не уходит в песок и землю, выдерживает нагрузку легкового автомобиля.
- Фр. 40-70. Используется в качестве основания площадки или как альтернатива ему. Используется на заболоченных участках, если высок уровень грунтовых вод, а также, когда стоянка планируется для грузовой или спецтехники. Фракция 40-70 — крупная, по ней сложно проехать легковому автомобилю, неудобно ездить на велосипедах и ходить пешком. Поэтому слой крупного щебня всегда перекрывают более мелким.
Садовые дорожки из щебня на даче
К участку мы уже подъехали, место для машины сделали, настало время облагородить территорию у дома. Для отсыпки садовых дорожек чаще выбирают природный гранитный или гравийный щебень за счет эффектного цвета и рисунка камня. Кроме того, такой щебень имеет высокие показатели прочности (М1200 и М1000) и морозостойкости (F350 и F200), что гарантирует долговечность покрытия, снижает риск его деформации и частой подсыпки.
Как сделать дорожки из щебня своими руками?
Шаг 1. Подготовьте основание. Для этого удалите слой грунта толщиной 10-15 см и засыпьте пространство песком. Он нужен не только для уплотнения дорожек, но и для создания дренажного эффекта.
Шаг 2. Постелите геотекстиль. Как в случае с дорогой и стоянкой, он не даст сорной траве прорасти, а щебню — уйти вглубь и спровоцировать появление ям.
Шаг 3. Сверху отсыпьте щебень высотой 10-15 см. Возьмите для этого фракцию 5-20 — она хорошо утрамбовывается и по ней удобно ходить. Размер камней 5-20 оптимален: не растаскивается по участку, не цепляется к подошве обуви, не доставляет дискомфорта. Разравняйте щебень с помощью грабель.
Шаг 4. При желании сделайте бордюры, чтобы визуально выделить и технически оградить дорожки от остальных участков. Для бордюра подойдет бутовый камень, декоративный кирпич, доски, плитка, уложенная вертикально, и любой другой вариант по вашему вкусу.
Подробнее о всех видах щебня для дорог, дорожек, стоянок и прочих объектах — здесь: эко-щебень. рф/shcheben
Остались вопросы? Звоните +7 (495) 665-83-13, мы всегда рады дать консультацию!
Примеры щебня для дорожек
- Регистрация:12.11.15Сообщения:Благодарности:23alexbpЖиву здесь
Регистрация:12.11.15Сообщения:Благодарности:23
К сожалению, пришлось экономить и в итоге сделал из кирпича. При работе по укладке щебня кирпичные стенки уехали сантиметров на 5 в каждую сторону!Это промежуточный этап.
Последнее редактирование модератором:
- Регистрация:
09.07.15Сообщения:
Благодарности:
3
AKosykhУчастникРегистрация:
09.07.15Сообщения:
Благодарности:
3Без песка не получится, отсыпать нужно примерно 35-40см, то есть песка планирую 20см отсыпать, а после уже 15см щебнем. Иначе выходить дороговато! Т. к. воды на участке пока нет, думаю засыпать песок на геотекстиль, а когда пойдут дожди утрамбовать его виброплитой, что бы лучше сел. Как Вы считаете, утрамбуется сразу 20см песка или всё же по 10см?
Посоветовали мне оставить пошире края у геотекстиля по четырём сторонам, и завернуть их прижав гравием, что бы песок получился закры по всем сторонам, что должно предотвратить его вымывание. При подвороте оставить небольшие петельки, как борта для щебня по бокам, что бы свести к минимому наползание грунта на щебень по краям.
Геотекстиль — «дорнит». Сейчас прикидываю как лучше его разложить, что бы понять какие рулоны брать шириной 2м или 3м.
Ещё нужно положить дренажную трубу вдоль дороги. Хотел купить гофрированную пластиковую, оранжевого цвета для дренажа с классом кольцевой жёсткости SN8, но знакомы камазист рассказал как недавно раздавил такую трубу присыпанную песком при въезде на участок на гружёном камазе. Толи песок, которым была подсыпана труба не был утрамбован, толи труба для таких передряг слабовата. Есть у кого нибудь опыть использования подобных труб? По цене такая труба выходит бюджетней всего по сравнению с бетонными (даже не встретил их нигде на ближайших рынках) и металлическими. - Регистрация:
09.07.15Сообщения:
Благодарности:
3
AKosykhУчастникРегистрация:
09.07.15Сообщения:
Благодарности:
3Щебень 40-70 крупноват на мой взгляд, тем более для слоя в 10см. Куда они его затрамбуют? В геотекстиль? Себе планирую отсыпку 20-40 + расклинить 5-20 сверху, так должно плотнее утрамбоваться.
А чем обусловлена укладка геотекстиля между песком и щебнем? Какой плотности геотекстиль? - Регистрация:
09.07.15Сообщения:
Благодарности:
3
AKosykhУчастникРегистрация:
09.07.15Сообщения:
Благодарности:
3
В этой статье мы рассмотрим 3 основных вида щебня для строительства второстепенных дорог в деревнях, СНТ и коттеджных посёлках.
Если перед вами стоит задача привести в порядок придомовой участок, улучшить качество дорог в дачном товариществе или временно организовать дорогу при строительстве новых жилых объектов, обратите внимание на следующие виды щебня: известняковый, асфальтовый, вторичный.
Именно они подходят для этой категории работ и позволяют получить дорожное полотно хорошего качества за небольшие деньги. А ведь задача сэкономить в условиях строительства неосновных дорог и на дачных участках — приоритетна.
Виды щебня для дорог
Вторичный (бетонный) щебень получают путём переработки бетонных плит, блоков, обломков зданий и сооружений. Это один из самых популярных видов щебня для строительства стоянок и дорог.
К преимуществам вторичного щебня относят
- Низкую цену — примерно в 2 раза ниже, чем на известняковый щебень. В случае со вторичным щебнем мы имеем дело с продуктом переработки, а не природной добычи. Учитывая объём нового строительства в Москве и области, а, соответственно, и объём сноса старых зданий, проблем с поставкой и переработкой бетонных плит не возникает. Компания «Эко-щебень» — непосредственный производитель вторичного щебня. В любой момент вы можете заказать нужный вам объём щебня и быть уверенными в оперативной доставке качественного материала из первых рук.
- Универсальность — вторичный щебень используется не только как финишное покрытие, но и как основание, на которое укладывают асфальт или асфальтную крошку. Не боится влаги, хорошо утрамбовывается катком или виброплитой. При желании дорогу из вторичного щебня можно сверху покрыть той же асфальтовой крошкой, чтобы компенсировать его не самый презентабельный внешний вид.
Пара слов о недостатках вторичного щебня:
- Наличие примесей — кирпича, металла, дерева. В результате сноса зданий и последующей переработки бетонных плит во вторичный щебень иногда попадают металлические, кирпичные или деревянные примеси. С металлом во вторичном щебне на производстве борются с помощью магнитных плит, однако на 100% чистым этот вид щебня все равно назвать нельзя. И заказчик должен быть к этому готов.
- Менее эстетичный. В отличие от известнякового щебня вторичный выглядит не слишком презентабельно. Для дизайна придомовых территорий он подойдет вряд ли, а вот для местных дорог в посёлках и СНТ, для стоянок и парковок — отлично. Вторичный щебень выдерживает вес легкового автомобиля, а неоднородный цвет и отсутствие эстетики можно компенсировать, покрыв щебень сверху асфальтовой крошкой.
Цена на вторичный щебень в Москве — от 830 руб. за тонну.
Фото дорог из вторичного щебня
Асфальтовый щебень
Асфальтовый щебень получается путем дробления асфальтового скола и дальнейшего разделения его на фракции. Это относительно новый строительный материал, который уже пользуется большим спросом из-за низкой цены и наличия битума в составе. Асфальтовый щебень максимально устойчив к влаге и морозу, и по своим характеристикам схож с обычным асфальтом.
Преимущества асфальтового щебня
- Чище, чем вторичный. Производство асфальтового щебня схоже с вторичным, но принципиальная разница в исходном сырье. Если вторичный делают из бетонных плит, где попадается кирпич, дерево, металл, то асфальтовый получают из асфальтового скола. Поэтому он однороден по составу и цвету, не имеет примесей.
- Не требует финишного покрытия. Асфальтовый щебень, в течение времени, под воздействием солнца и автомобильных колёс утрамбовывается очень хорошо без помощи спецтехники. Битум в составе гарантирует получение ровного дорожного покрытия, которому не нужен финишный слой.
Из недостатков асфальтового щебня можно вспомнить лишь характерный запах асфальта в жару. Это не критично для проезжих частей, но дискомфортно для использования на придомовых участках.
Цена на асфальтовый щебень в Москве — от 680 руб за тонну.
Фото дорог из асфальтового щебня
Известняковый щебень
Известняковый щебень — это природный щебень, добываемый на карьерах Тульской, Калужской и Владимирской областях. Представляет собой осадочную породу относительно высокой прочности (М600), имеет светло-серый оттенок и однородную форму.
Используется для строительства сельских дорог и при строительстве крупных магистралей в качестве основания для укладки асфальта. Отлично подходит для пешеходных и садовых дорожек.
К преимуществам этого вида щебня относят
- эстетичный внешний вид;
- самодостаточность — известняковый щебень не всегда требует финишного покрытия. Например, для отсыпки стоянок и организации красивых, аккуратных садовых дорожек, известнякового щебня достаточно. Завершать его укладку дополнительным верхним слоем не нужно.
Есть у этого щебня и пара недостатков.
- Не любит воду — поэтому не используется на болотистых почвах и грунтах, а также требует хорошо продуманной дренажной системы.
- Стоит дороже, чем вторичный и асфальтовый щебень. За счет того, что известняковый щебень добывается не в Московской, а в соседних областях, его цена напрямую зависит от удаленности карьера и стоимости перевозки. Кроме того, изредка возможны перебои в поставках определенных фракций известнякового щебня, но ожидание партии обычно не превышает 7-14 дней.
Цена на известняковый щебень в Москве — от 1530 руб за тонну.
Фото дорог из известнякового щебня
Выбор фракции щебня для дороги
Перед началом дорожных работ определитесь с фракцией (размером) щебня. Для дорог обычно используют три фракции: 20-40, 40-70 и 5-20.
- Фр. 20-40. Подходит для ремонта старых дорог, при условии частично подготовленного основания, и если снят верхний слой грунта. Эта фракция не уходит в грунт, для нее требуется минимальная подготовка дороги, но, чтобы зёрна 20-40 не расползались под колесами машин, понадобится асфальтовая крошка для финишного покрытия.
- Фр. 40-70. Вторая по популярности фракция для дорог. Используется, если нет основания, не подготовлена подушка, не снят верхний слой грунта. Применяется в условиях заболоченной местности и если по дороге планируется проезд спецтехники. Всегда надо помнить, что фракция 40-70 — крупная, по ней сложно проехать легковому автомобилю, неудобно ездить на велосипедах и ходить пешком. Эта фракция не сильно уходит в грунт, крупные камни могут мешать комфортному передвижению человека, поэтому лучше покрыть ее сверху асфальтовой крошкой или мелким щебнем.
- Фр. 5-20. Обычно не используется для строительства дорог из-за слишком мелкого размера зёрен. Фракция 5-20 быстро уходит в грунт, расползается и застревает в колёсах машин. Больше подходит для дизайна внутридомовых территорий: отсыпки садовых дорожек и зонирования участков.
Итог: если у вас есть финансовые возможности и вы хотите сделать надежную и эстетичную дорогу, выбирайте известняковый щебень. Если цена и качество для вас первичны, а внешний вид не играет особой роли, используйте вторичный или асфальтовый щебень — так вы получите качественную дорогу по минимальной цене.
Насыпные дорожки один из вариантов экономичного обустройства территории. Рассмотрим, как сделать дорожки на даче из щебня своими руками.
- Выбор материала насыпного покрытия
- Достоинства и недостатки насыпных дорожек
- Необходимые материалы и инструменты для работ
- Технологический процесс изготовления дорожки из щебня своими руками
- Этапы изготовления
- Оформление садовой дорожки
Выбор материала насыпного покрытия
Для садовых дорожек используют различные виды гравия и щебня.
Какие дорожки на даче лучше
Щебень и гравий это природный сыпучий материл, различающийся внешним видом:
- Щебень – дробленный в заводских условиях скальный материал, с острыми краями и шероховатой поверхностью, которая обеспечивает хорошее сцепление камешков друг с другом. Щебень хорошо трамбуется, создает прочное покрытие без пустот. Однако падение на дорожке из щебенки чревато порезами об острые края камешков.
- Гравий – обломки горных пород, разрушенных силами природы. Ветер и вода за долгие годы перетерли осколки в мелкие округлые частицы, поэтому покрытие дорожки из гравия будет ровнее и безопаснее, чем щебеночное. Однако спустя короткое время дорожка из гравия может начать разъезжаться под ногами из-за высокой сыпучести материала.
- Песчано-гравийная смесь (ПГС) – добытая в карьерах или со дна водоемов смесь, состоящая из песка и мелких зерен гравия.
Справка. Разноцветным округлым гравием и щебнем мелких фракций отсыпают верхнее покрытие дорожек, крупный щебень используют для создания основания.
Какой щебень лучше использовать для дорожек на даче
В результате искусственного дробления щебеночные камни получаются разного размера и формы. Для мощения дорожек на даче необходимо учитывать основные технические характеристики материала:
Справка. Для отсыпки верхнего покрытия пешеходных дорожек подходит щебень мелкой и средней фракции, для покрытия автомобильных проездов или создания «подушки» основания выбирают крупные камни.
Внимание! Чем ниже лещадность, тем ровнее и прочнее покрытие тропинки.
Виды щебня для оформления дорожек
Щебень в зависимости от способа добычи подразделяется на виды:
- Гранитный щебень производят из расколотых взрывами скал гранитного горного массива, полученные осколки измельчают, просеивают на специальном оборудовании. Прочные камешки неправильной формы хорошо сцепляются друг с другом, создавая прочное покрытие, которому не страшны перепады температур и частые дожди.
- Сланцевый щебень получают дроблением слоистых горных пород. Покрытие из продолговатых плоских камней разного цвета декоративно смотрится, но из-за непрочности применяется на тропинках с малой функциональностью.
- Гравийный щебень добывают из рыхлых осадочных пород: сначала взрывами, потом измельчением в камнедробилках, последущим отсевом по фракциям. Округлые камни шероховатой структуры создают ровное покрытие без острых выступающих фрагментов.
- Известняковый щебень – это камешки преимущественно белого цвета, полученные из осадочных пород органического происхождения. Чувствительный к влаге материал используется в основном для декоративного оформления.
Достоинства и недостатки насыпных дорожек
У насыпных тропок есть свои преимущества и недостатки.
- простота выполнения работ без привлечения специалистов;
- отсутствие луж без устройства дренажа;
- минимальные затраты на обустройство территории;
- высокая скорость строительства;
- долговечность;
- легкая реставрация сыпучего покрытия при разрушении;
- отсутствие скольжения даже в гололед;
- возможность создания дорожки любой конфигурации;
- гармонично смотрятся в разных стилях ландшафтного дизайна.
- неудобно ходить босиком и на каблуках;
- травмоопасность при падении, особенно для детей;
- зарастание травой;
- однообразность фактуры с маленьким выбором расцветок;
- низкая функциональность;
- сложность уборки снега и листьев с поверхности;
- вероятность разрушения дорожки кротами.
Необходимые материалы и инструменты для работ
Чтобы строительство дачной дорожки не затянулось надолго, перед началом работ необходимо подготовить все необходимые материалы и инструменты:
- Лопата.
- Грабли или скребок для разравнивания насыпного материала.
- Ручная трамбовка.
- Бетономешалка или емкость для перемешивания компонентов бетонной смеси.
- Песок, цемент, крупный щебень для создания основания.
- Мелкий щебень или гравий для верхнего покрытия.
- Бордюры.
- Геотекстиль.
- Рулетка.
- Колышки и нейлоновый шнур для разметки прямых участков, пластиковые шланги и скобы для создания изгибов.
Справка. Геотекстиль – специальный материал для изоляции грунта, слоев основания. Он пропускает воду, но препятствует вымыванию песка, проседанию гравийно-щебеночной подушки, уменьшает прорастание травы.
Технологический процесс изготовления дорожки из щебня своими руками
Для строительства прочной дорожки на склоне или пучинистых грунтах необходимо уделить особое внимание созданию основания. Рассмотрим пошаговое выполнение работ его устройства по технологии мощения на бетонную стяжку или сухую смесь.
Мощение дорожки на бетонную стяжку
- В траншее глубиной 30–35 см с вертикально выровненными краями устанавливают опалубку из досок и поперечных реек.
- На дно засыпают дренирующий слой щебня 15 см, слой песка 5 см для уплотнения, трамбуют, проливают водой, дают отстояться.
- Поверх выровненного слоя песка выкладывают геотекстиль, на который заливают слой бетонной смеси толщиной около десяти сантиметров.
Важно! Декоративное покрытие делают только после полного высыхания раствора (около двух недель).
Мощение садовой дорожки на сухую смесь
- На выровненное основание траншеи глубиной около 30 см укладывают слой щебня толщиной 10–15 см, уплотняют десяти сантиметровым слоем песка, трамбуют, поливают водой для просыпания песка в пустоты основания.
- Поверх песка насыпают сухую смесь (соотношение цемента и песка 1:4) с толщиной слоя 5–6 см.
- Небольшой слой декоративного покрытия из мелких камней укладывают поверх слоя сухой смеси, разравнивают, трамбуют, поливают водой.
Этапы изготовления
Правильный порядок поэтапного выполнения работ создает структуру «слоеного пирога», который обеспечивает надежность и прочность конструкции.
Разметка территории
Перед началом работ делают чертеж: на план участка схематически наносят расположение, конфигурацию, размеры дорожек с учетом функциональности пешеходных путей, особенностей рельефа землевладения.
- главные дорожки 100–120 см;
- прогулочные тропинки 70–80 см;
- тропки между грядками не более 60 см.
Колышками и шнуром размечают периметр будущих пешеходных путей: на прямом участке расстояние между кольями-метками полтора-два метра, на поворотах скобы, фиксирующие гибкие шланги, не дальше 60-–80 см друг от друга. Визуально оценивают удобство будущих тропинок, при необходимости корректируют расположение.
Внимание! При планировании и разметке важно учитывать ширину бордюров.
Копка траншеи
По контурам будущих тропок выкапывают траншею глубиной 30–35 см, убирают корни растений, тщательно выравнивают дно и края.
Изготовление подушки
Подушка это фундамент будущей дорожки из щебня, от качества изготовления зависит срок службы тропки:
- На дно траншеи кладется геотекстиль. При раскрое ткани по ширине траншеи оставляют боковой запас не менее полуметра.
- Поверх геоткани на треть высоты канавы насыпают слой крупного щебня, разравнивают, трамбуют, укрывают свободными краями отреза геотекстиля.
- Поверх щебенки насыпают песчаный слой толщиной примерно 10 см, трамбуют, поливают водой для лучшего заполнения песком пространства между камнями.
Установка бордюров
https://youtube.com/watch?v=JW9N6Z-vxJg%3Ffeature%3Doembed
Бордюры для тропинок из гравия и щебня делаются из клинкерного кирпича, бордюрного камня, бетона, дерева, металла, пластика, подручных материалов (пластиковых бутылок, старых покрышек, черепицы).
Для главных дорожек бордюры устанавливают на цементный раствор:
- по контуру тропки выкладывают слой бетона толщиной больше, чем подушка основания, и шире, чем элементы бордюра;
- в вязкую массу устанавливают фрагменты ограждения, сразу выравнивая их по уровню.
Важно! Высота бордюров для насыпного покрытия должна быть не менее 15 см от уровня земли, чтобы щебень или гравий не разносились по участку.
Бордюры для тропинок в саду и между грядками можно устанавливать на землю без закрепления.