НОМЕНКЛАТУРА МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ УКРУПНЕННЫХ
НОРМ
БИТУМЫ НЕФТЯНЫЕ И
СЛАНЦЕВЫЕ (т)
Битумы нефтяные строительные твердых марок
СОРТОВОЙ ПРОКАТ
ОБЫКНОВЕННОГО КАЧЕСТВА (т)
Сталь арматурная классов A-I, A-II, A-III, A-IV
со знаком качества,
Ат-III, A-IV, Aт-V, и Ат-VI, A-V, Aт-IV, Aт-VII
СТАЛЬ СОРТОВАЯ (т)
Сталь сортовая конструкционная
ПРОКАТ ЛИСТОВОЙ РЯДОВОЙ
(т)
Сталь крупносортная,
среднесортная, мелкосортная
Сталь толстолистовая рядовых марок (от 4-х мм)
Сталь тонколистовая толщиной 1,9 — 3,9 мм
Сталь тонколистовая толщиной 1,0 — 1,8 мм
МЕТАЛЛОИЗДЕЛИЯ
ПРОМЫШЛЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ (МЕТИЗЫ) (т)
Проволока стальная низкоуглеродистая обыкновенного
качества для железобетона
Проволока стальная низкоуглеродистая
периодического профиля
Проволока стальная высокопрочная для железобетона
Канаты стальные (трос)
Сетка стальная сварная арматурная
СТАЛЬ И ЭКОНОМИЧНЫЕ
ПРОФИЛИ ПРОКАТА (т)
Сталь марок 16Г2АФ,
12ГН2МФАЮ, 12Г2СМФ
Сталь марок 09Г2-2,
09Г2С-2, 14Г2, 14Г2-1, 14Г2-2, 14Г2С-1, 15ХСНД, 10ХСНД, 10ХНДП, 14Г2АФ
Сталь марок 09Г2,
09Г2-1, 09Г2С, 09Г2С-1
Сталь марки Ст3
Профили гнутые (без оцинкованного настила)
Профили гнутые открытые
Профили гнутые замкнутые из низколегированных
сталей
Настил стальной низколегированный профилированный
Балки и швеллеры
Сталь толстолистовая рядовых марок (от 4 мм)
Сталь тонколистовая толщиной от 1,0 до 1,8 мм
Сталь тонколистовая толщиной от 1,9 до 3,9 мм
Рельсы железнодорожные широкой колеи
Накладки и подкладки к рельсам железнодорожным
Из них старогодные
Рельсы железнодорожные узкой колеи
Переводы стрелочные узкой колеи
ПРОКАТ АЛЮМИНИЕВЫХ, ВКЛЮЧАЯ АЛЮМИНИЕВУЮ ФОЛЬГУ (т)
Прокат алюминия технического
ТРУБЫ СТАЛЬНЫЕ (ВСЕГО)
(т)
Трубы стальные горячедеформированные гладкие
(кроме нарезных)
Трубы нефтепроводные бесшовные
Трубы катанные общего назначения
Трубы натянутые (общего назначения)
Трубы сварные водо-газопроводные (газовые)
Трубы тонкостенные электросварные углеродистые
(диаметром до 114 мм)
Трубы сварные больших диаметров (свыше 480 мм)
Трубы нефтепроводные электросварные (диаметром от
114 до 480 мм)
ТРУБЫ ЧУГУННЫЕ (ВСЕГО)
(м/т)
Трубы чугунные напорные водопроводные (включая
вторые сорта сверх установленных норм и продукцию не по заказам)
Трубы чугунные напорные (водонапорные) диаметром
500 мм и свыше
Трубы чугунные канализационные и фасонные части к
ним
ТРУБЫ И ДЕТАЛИ
ТРУБОПРОВОДОВ ИЗ ТЕРМОПЛАСТОВ (ВСЕГО) (м/т)
Трубы и детали трубопроводов из полиолефинов
(полиэтилена, полипропилена)
Трубы и детали трубопроводов из поливинилхлорида
Трубы из винипласта
ТРУБЫ КЕРАМИЧЕСКИЕ КАНАЛИЗАЦИОННЫЕ
И ДРЕНАЖНЫЕ (м усл. диам
Трубы керамические дренажные (тыс
ТРУБЫ И МУФТЫ
АСБЕСТОЦЕМЕНТНЫЕ (м усл. труб)
Трубы и муфты асбестоцементные (водонапорные)
Трубы и муфты асбестоцементные безнапорные
ТРУБЫ НАПОРНЫЕ (м/м3)
ТРУБЫ БЕЗНАПОРНЫЕ (м/м3)
ТРУБЫ СТЕКЛЯННЫЕ И ФАСОННЫЕ ЧАСТИ К НИМ (м усл. диам
ПЛАСТЫ, МАТЕРИАЛЫ И ПОЛУФАБРИКАТЫ
НА ОСНОВЕ ПОЛИМЕРИЗАЦИОННЫХ СМОЛ (кг)
МАТЕРИАЛЫ ЛАКОКРАСОЧНЫЕ (кг)
Радиаторы отопительные (экм)
Конвекторы отопительные (экм)
Трубы отопительные ребристые (м2)
ПРОДУКЦИЯ
ЛЕСОЗАГОТОВИТЕЛЬНОЙ И ЛЕСОПИЛЬНО-ДЕРЕВООБРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Лесоматериалы круглые, используемые без переработки
(лесоматериалы для использования в круглом виде) (м3)
Пиломатериалы качественные (м3)
Изделия деревянные для паркетных покрытий (паркет)
(м2)
В том числе доски паркетные (м2)
Щиты паркетные (м2)
Паркет штучный (м2)
Блоки дверные и оконные в сборе (комплектно) (м2)
Доски для чистых полов (м3)
Фанера клееная (м3)
Плиты древесноволокнистые мягкие (изоляционные, изоляционно-отделочные), в том числе (м2):
Плиты древесноволокнистые полутвердые (м2)
Плиты древесноволокнистые твердые (м2)
Плиты древесностружечные (м3)
Расход пиломатериалов в круглом лесе (м3)
ПЕСОК СТРОИТЕЛЬНЫЙ ПРИРОДНЫЙ (м3)
КАМЕНЬ БУТОВЫЙ (м3)
КАМЕНЬ БУЛЫЖНЫЙ (м3)
ЗАПОЛНИТЕЛИ ПОРИСТЫЕ (м3)
Цемент, приведенный к марке М400, всего
в том числе на изготовление:
монолитных железобетонных
и бетонных конструкций
сборных железобетонных и
бетонных конструкций
КИРПИЧ СТРОИТЕЛЬНЫЙ (ВКЛЮЧАЯ КАМНИ) (тыс
ШТУКАТУРКА СУХАЯ ГИПСОВАЯ (ЛИСТЫ ГИПСОВЫЕ
ОБШИВОЧНЫЕ) (м2)
ИЗВЕСТЬ СТРОИТЕЛЬНАЯ
(т)
ПЛИТКИ КЕРАМИЧЕСКИЕ ГЛАЗУРОВАННЫЕ ДЛЯ
ВНУТРЕННЕЙ ОБЛИЦОВКИ СТЕН С ФАСОННЫМИ ДЕТАЛЯМИ (м2)
ПЛИТКИ ФАСОННЫЕ КЕРАМИЧЕСКИЕ (м2)
ПЛИТКИ КЕРАМИЧЕСКИЕ ДЛЯ ПОЛОВ (МЕТЛАХСКИЕ) (м2)
ПЛИТКИ КИСЛОТОУПОРНЫЕ КЕРАМИЧЕСКИЕ (м2)
МАТЕРИАЛЫ ТЕПЛО — И
ЗВУКОИЗОЛЯЦИОННЫЕ
Вата минеральная (м3)
Стеклянная вата (м3)
Изделия минераловатные тепло- и звукоизоляционные
(м3)
Изделия тепло- и звукоизоляционные из
стекловолокна и стекловаты (м3)
Плиты фибритные (арболитовые) (м3)
Линолеум (рулоны и плитки) (м2)
Материалы рулонные кровельные и гидроизоляционные
(материалы мягкие кровельные и изоляционные) (м2)
Изол (включая фольгоизол) (м2)
Толь кровельная и толь-кожа (м2)
Листы асбестоцементные кровельные волнистые (тыс. усл. плиток)
Листы асбестоцементные конструктивные (тыс. усл. плиток)
Листы асбестоцементные усиленного профиля (шифер)
(тыс. усл. плиток)
СТЕКЛО СТРОИТЕЛЬНОЕ (м2)
Стекло оконное (заводской ассортимент)
Стекло профильное строительное (детали стеклянные
профилированные)
Блоки стеклянные пустотелые
Стекло витринное неполированное
Ткани и сетки стеклянные
(тыс. м2)
СТРОИТЕЛЬСТВО АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ ПОКРЫТИЙ.
Строительство
асфальтобетонных покрытий производят при температуре весной и летом не ниже 5
°С, осенью — не ниже 10 °С.
За 2 — 4 часа до укладки смеси
следует произвести обработку поверхности старого покрытия битумной эмульсией с
расходом 0,3 — 0,4 кг/м2 (за исключением случая, указанного в п.
Если в результате
эксплуатации на 1-й стадии дорожная одежда имеет повреждения, то перед
устройством покрытия необходимо устранить имеющиеся дефекты.
Ремонт асфальтобетонного
покрытия производят горячей асфальтобетонной смесью с очисткой мест разрушений
и предварительной обмазкой их разогретым битумом.
Нижний слой трехслойного
асфальтобетонного покрытия (рис. 1,
№ 3) укладывается на 1-й стадии на бетонное основание марки М200 в соответствии
с действующими нормативными документами.
На 2-й
стадии строительства, непосредственно перед укладкой асфальтобетонного
покрытия, на имеющее трещины бетонное основание (монолитное или сборное)
следует уложить, для предотвращения распространения трещин в покрытие, слой
толщиной 3 — 5 см из мелкозернистых материалов (высевки, мелкий щебень,
крупнозернистый песок (рис. 1, №
4).
Транспортирование
асфальтобетонной смеси к месту укладки должно быть ритмичным и производиться в
автомобилях-самосвалах большой грузоподъемности.
Укладку асфальтобетонной
смеси следует производить асфальтоукладчиками предпочтительно с автоматическими
следящими системами. Во время распределения асфальтобетонной смеси ее
температура должна быть не ниже 120 °С, а при применении смесей с ПАВ — не ниже
100 °С.
Толщину укладываемого слоя
в неуплотненном состоянии следует принимать с учетом коэффициента уплотнения
равным 1,20 — 1,30.
Ширину полосы укладки
целесообразно назначать с учетом использования уширителей асфальтоукладчика,
равной (при однополосной ширине) или кратной ширине проезжей части дороги.
При одностадийном устройстве
двухслойного покрытия оба слоя должны быть уложены в течение одной смены.
Устройство нижнего слоя
покрытия не должно опережать устройство верхнего слоя более чем на длину
захватки, которая принимается с таким расчетом, чтобы температура нижнего слоя
к началу устройства верхнего слоя была не ниже 50 °С.
Уплотнение
асфальтобетонной смеси следует начинать немедленно после распределения смеси
при максимально высокой температуре, исключающей образование деформаций в
процессе укатки.
В зависимости от типа и
вида катков и степени предварительного уплотнения смеси рабочими органами
асфальтоукладчика надлежит производить: предварительное уплотнение катком
массой 6 — 8 т с гладкими вальцами (до 6 проходов по одному следу), затем
катком на пневматических шинах (8 — 10 проходов), окончательную укатку катком
массой 10 — 18 т (4 — 6 проходов).
При двухскатном профиле
катки должны двигаться по уплотняемому покрытию от краев к середине, а затем от
середины к краям, перекрывая каждый след на 20 — 30 см. При устройстве покрытий
односкатного профиля уплотнение следует начинать с низовой стороны, а на
участках улиц и дорог с продольным уклоном более 30 %, укатку следует
производить снизу вверх.
На рис. 1 представлена технологическая схема устройства
асфальтобетонного покрытия по основанию из щебеночных уплотняемых смесей.
На рис. 2 представлена технологическая схема устройства
асфальтобетонного покрытия по основанию из тощего укатываемого бетона.
ОПАЛУБКИ НА 100 М2
№п/п
Вид опалубки
Расход пиломатериалов, м3
1. Щиты опалубки ля:
1. 1
фундаментов, башмаков и фундаментных
плит, безбалочных перекрытий, стен и перегородок
3,37
1. 2
колонн
6,30
1. 3
балок
3,97
1. 4
перекрытий
3,61
1. 5
арок и шадов
3,66
1. 6
проходных тоннелей
3,30
1. 7
каркасов и этажерок электростанций
4,52
2
Опалубка подвижная для:
2. 1
силосов цилиндрических
21,80
2. 2
силосов квадратных
17,96
2. 3
рабочих зданий элеваторов
20,42
2. 4
сводов-оболочек производственных зданий
12,72
РЕГУЛИРОВАНИЕ ДВИЖЕНИЯ ГОРОДСКОГО ТРАНСПОРТА ПО
ПОСТРОЕННОЙ МАГИСТРАЛЬНОЙ УЛИЦЕ РАЙОННОГО ЗНАЧЕНИЯ.
С целью обеспечения
безопасности движения городского транспорта и безопасности пешеходов на
построенной магистральной улице районного значения производят расчленение
транспортных и пешеходных потоков во времени и пространстве. Так на
пересечениях улиц для расчленения потоков применяют принудительное
регулирование движения сигналами светофоров, т. попеременный пропуск
транспорта и пешеходов то в одном, то в другом направлении.
Рис. Схема укладки тротуарных плит с перевязкой швов:
1 —
штырь; 2 — ходовой шнур.
Продольную разметку улиц
выполняют сплошными, пунктирными двойными линиями. Их размеры зависят от
скорости движения. Сплошная одиночная линия разделяет встречные транспортные
потоки. На широких магистралях двумя параллельными сплошными линиями выделяют
разделительные полосы. Прерывистые линии служат для ориентировки водителей. Иногда линии продольной разметки наносят для разделения полос движения в одном
направлении. Такая разметка способствует систематизации движения транспорта и
увеличению пропускной способности улицы.
Поперечная разметка введена
для предупреждения водителей о приближении к препятствиям. Важнейшей разметкой
этого типа являются стоп-линии.
Для механизации нанесения
линий регулирования уличного движения применяют маркировочные машины
отечественного производства (ДЭ-3Б и ДЭ-21М) и ряда зарубежных фирм. За
последние годы для маркировки линий регулирования транспорта и пешеходов
применяют главным образом горячую пластмассу.
БЛОК-СХЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИЗГИБАЮЩИХ МОМЕНТОВ В ПЛИТАХ
ЖЕСТКИХ ПОКРЫТИЙ ОТ СОВМЕСТНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ АВТОМОБИЛЬНОЙ НАГРУЗКИ И
ТЕМПЕРАТУРЫ.
Наряду с широко применяемыми приближенными методами определения в плитах
величин расчетных усилий, которые сводятся в основном к определению изгибающих
моментов под грузом, приложенным в центре или на краю плиты, как показали
проведенные в НИИМосстрое исследования, хорошие результаты дает расчет,
основанный на применении метода конечных разностей и винклеровского упругого
основания с использованием ЭВМ*).
Данный метод позволяет рассчитывать плиты любой конфигурации жесткости
(в том числе с учетом трещинообразования) и размеров на упругом основании с
одним коэффициентом постели от любых произвольно приложенных одиночных или
комбинированных нагрузок с учетом кручения и соблюдением всех граничных
условий.
Методика такого расчета реализована для ЭВМ на языке «Фортран» по
следующей блок-схеме.
*) Городецкий Л. В, Расчет бетонных конструкций
городских улиц и дорог. -Науч. /НИИМосстрой Главмосстроя, 1965. Совершенствование технологии строительства городских дорог.
7 Правила разработки укрупненных норм расхода
материалов в строительстве
1 Укрупненные
нормы расхода материалов в строительстве включают совокупность нормативных
расходов материалов, необходимых для выполнения укрупненных видов работ,
технологических этапов и пусковых комплексов, возведения зданий, сооружений
или их частей с учетом специфики отраслевой и внутриотраслевой принадлежности
объектов строительства. Как правило, укрупненные нормы разрабатываются на
единицу стоимости (базовой) строительной продукции, единицу мощности, прироста
мощности, на 1000 м2 приведенной общей площади жилых зданий и другие
показатели, выраженные в натуральных или приведенных показателях. Пример
укрупненных показателей расхода материалов на единицу мощности приведен в приложении
К.
2 Укрупненные
нормы расхода материалов рекомендуется формировать по номенклатуре материалов,
приведенной в приложении Л.
Для определения расхода
стали в словной массе в приведении к классу А-I применяются коэффициенты
приведения согласно табл.
№ п/п
Наименование натуральных видов и классов арматурной стали
Коэффициент приведения к классу А-I
1
Стержневой прокат класса:
1. A-II,
Ac-II
1,21
1. A-III
1,43
1. A-IIIк,
Aт-III
1,49
1. A-IV,
Aт-IVc
1,95
1. A-V,
Aт-V
2,20
1. A-VI,
Aт-VI
2,40
1. Aт-VII
2,80
2. Проволока
низкоуглеродистая
2. гладкая (В-I) и сетка из нее
1,39
2. профилированная (Вр-I)
1,47
3. Проволока высокопрочная гладкая (В-II) и
периодического профиля (Вр-II), пряди и канаты из высокопрочной проволоки для
армирования
2,80
Для перерасчета натуральных
материалов в круглых лес следует пользоваться усредненными переводными коэффициентами
согласно табл.
№ п. Натуральные пиломатериалы
Единица измерения
Коэффициент пересчета
1. Пиломатериалы
м3
1,50
2. Древесностружечные и столярные плиты
м3
3,27
3. Древесноволокнистые плиты
м2
0,0153
4. Фанера клееная
м3
3,85
3 Укрупненные
нормы, определяемые на стоимостной измеритель, учитывают расход материалов,
определенный по рабочим чертежам и усредненным нормам, исходя из объемов работ,
предусмотренных в проектно-сметной документации проектов-представителей,
принятых для разработки норм, а также дополнительный расход материалов на нужды
строительства, не предусмотренные проектами зданий и сооружений, но включаемые
в стоимость строительства.
Для разработки укрупненных
норм необходимо при выборе проектов-представителей учитывать специфику видов
производств, перспективные объемно-планировочные и конструктивные решения с
соответствующими технико-экономическими обоснованиями. В качестве проектов-представителей
могут применяться действующие типовые проекты (проектная документация
массового применения), привязанные к конкретным условиям строительства, если
они отражают перспективы развития отрасли или вида производств.
4 В
норму расходов включается также дополнительная потребность в материалах на
возведение титульных временных зданий и сооружений и работы, выполняемые за
счет накладных расходов, включая не титульные временные здания и сооружения,
монтажную оснастку и приспособления для оснащения рабочих бригад, мероприятия
по охране труда, испытание материалов и конструкций для проверки их качества,
а также трудноустранимые потери и отходы по РДС
82-202-96.
5 В
общем виде укрупненные федеральные (типовые) нормы расхода материалов по
объекту, определенные на стоимостной измеритель могут быть рассчитаны по
формуле:
Пij — нормативный показатель расхода i-го
материала на принятый стоимостной измеритель, рассчитанный по рабочим чертежам
(рабочей документации) j-го
проекта-представителя;
Ктj — индекс изменения
стоимости (по отношению к базовой) j-го
проекта-представителя;
Yj — удельный вес стоимости данного объекта в общем объеме данного
внутриотраслевого направления;
Di — показатель дополнительного расхода i-го материала;
n —
количество проектов-представителей, принятых для разработки укрупненных норм по
объекту.
Нормативный показатель
расхода i-го материала по проектам-представителям
исчисляется по формуле:
Vij — потребность i-го материала
по j-му проекту-представителю;
Cj — сметная стоимость СМР (базовая) j-го
проекта-представителя;
k —
коэффициент (индекс) изменения сметной стоимости.
6 Укрупненные
нормы расхода материалов на расчетную единицу мощности (выпуска продукции,
объема услуг, вместимости, пропускной способности и т. ) для всех форм
воспроизводства разрабатываются по каждому отдельному зданию, сооружению,
отнесенному к соответствующей главе сводного сметного расчета стоимости
строительства и входящему в состав проектов-представителей, выбранных для
разработки норм.
7 Для
разработки укрупненных норм по отдельным объектам строительства при
необходимости может дополнительно привлекаться специально отобранная для этой
цели рабочая документация зданий и сооружений аналогичного функционального
назначения, но иной мощности, с отличающимися от базового технологическими и
строительными проектными решениями. При этом привлечение дополнительной рабочей
документации не должно приводить к превышению норм в целом по данному виду
производства, рассчитанных на основе принятого для разработки норм
проекта-представителя. Если такое превышение имеется, то следует либо расширить
круг проектов-представителей, либо включить дополнительную строку, отражающую
специфику проектных решений привлеченной рабочей документации.
8 Укрупненные
нормы расхода материалов на единицу мощности в общем виде определяются по
формуле:
Vij(I) — потребность i-го материала
по j-му предприятию или I-му зданию (сооружению);
Мij(I) — мощность i-го предприятия
или I-го здания (сооружения);
При расчете норм на расчетный
измеритель мощности потребность в материалах определяется аналогично пп. 3;
7. 4 настоящего раздела.
ПРИМЕР НОРМИРОВАНИЯ РАСХОДА
МАТЕРИАЛОВ НА КЛАДКУ ГЛАДКОЙ КИРПИЧНОЙ СТЕНЫ
Требуется определить
чистую элементную производственную норму расхода материалов на кладку гладкой
кирпичной стены толщиной в два кирпича, что соответствует ширине
стены в 510 мм, исходя из следующих
данных:
размеры кирпича (ГОСТ
530-80) 250х120х65 мм (объем Vк = 0,00195 м3);
толщина швов
согласно СНиП: вертикальных 10 мм, горизонтальных 12 мм;
В соответствии с этими
данными площадь участка стены длиной по фасаду 10 кирпичей, или (0,25 + 0,01)х10 = 2,6 м
и высотой 10 рядов, или (0,065 + 0,012)х10 = 0,77 м составит:
2,6 x 0,77 = 2,002
м2,
а объем
этого участка:
2,002 x 0,51 = 1,021
м3.
Так как на
таком участке стены укладывается 400 кирпичей,
то чистая элементная производственная норма расхода кирпича составит:
Nк = 400 : 1,021 = 391,8
шт/м3 кладки,
или на 1 м2
стены:
nк = 400 : 2,002 = 199,8
шт/м2 стены,
а чистая
элементная производственная норма расхода раствора будет равна:
Nр = 1-0,00195 x 391,8 = 0,236
м3/м3 кладки,
nр = 0,51-0,00195 x 199,8 = 0,1204
м3/м2 стены.
Потери камней правильной
формы в виде боя, возникающие при их
доставке, зависят от способа
доставки и производства погрузочно-разгрузочных работ. При пакетной и
контейнерной доставке кирпича и камней эти потери сокращаются.
Возникающие при доставке, а также при необходимой по условиям
производства рубке и теске камней отходы в виде боя в значительной степени
могут быть использованы для забутки, но при этом неизбежен
дополнительный расход раствора в связи с увеличением объема швов в кладке.
Трудноустранимые
потери и отходы камней правильной формы устанавливаются в соответствии с
положением РДС
82-202-96.
2 Нормативные ссылки.
В настоящем документе
использованы положения следующих документов:
ГОСТ Р1. 0-92
«Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные
положения»;
СНиП 10-01-94 «Система
нормативных документов в строительстве. Основные положения»;
СНиП
82-01-95 «Разработка и применение норм и нормативов расхода материальных ресурсов
в строительстве. Основные положения»;
РДС
82-202-96 «Правила разработки и применения нормативов трудноустранимых
потерь и отходов материалов в строительстве».
МЕТОДИКА РАСЧЕТА ДОРОЖНЫХ
ОДЕЖД ЖЕСТКОГО ТИПА ПРИ СТАДИЙНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ.
Расчет дорожной одежды и ее
отдельных конструктивных слоев должен производиться по методу предельных
состояний на совместное воздействие силовых и климатических факторов —
автомобильных нагрузок и изменений температуры в суточном режиме, учитывая вероятностный
характер их сочетания в различных количественных соотношениях коэффициентов
перегрузок п1 и сочетаний пс.
Расчет дорожной одежды по
методу предельных состояний должен обеспечивать ее сохранность от:
— хрупкого и вязкого разрушения
при однократном приложении максимальных нагрузок (расчет на прочность);
— усталостного разрушения под
воздействием многократных повторяющихся нагрузок (расчет на выносливость);
— потери устойчивости формы
вследствие морозного пучения земляного полотна.
Расчет дорожных одежд
проводят в следующей последовательности:
в) расчет конструктивных слоев
одежды по прочности и выносливости, обеспечивающей соответствие возникающих
усилий (растягивающих напряжений в связных слоях одежды и сдвигающих — в
дискретных) расчетным сопротивлениям материалов соответствующих слоев.
Сочетание нагрузок,
коэффициенты сочетаний пс, а также расчетное положение
автомобильной нагрузки следует принимать по табл.
Вид предельного состояния
Автомобильная нагрузка
Температурные воздействия
в суточном режиме
на полосе наката в центре
плиты
на середине продольного края
плиты
коэффициент сочетаний пс
Прочность
0,9*)
0,9
0,9
Выносливость
0,9
—
0,9
*) При расчете однослойного основания из цементобетона
на период строительства дорожной одежды.
Расчетной зоной при расчете на
прочность и выносливость является подошва (нижняя грань) конструктивного слоя в
месте приложения автомобильной нагрузки, где возникают растягивающие усилия от
совместного действия температуры и нагрузки.
Расчет на прочность жестких
слоев дорожной одежды проводят исходя из предпосылки однократного воздействия
расчетной автомобильной нагрузки в сочетании с температурными напряжениями. Критерием прочности является выражение:
где: sр — суммарные расчетные напряжения;
sн — нормативные напряжения от автомобильной нагрузки;
— расчетные напряжения от суточного изменения
температуры.
Расчет на выносливость
жестких слоев одежды проводят исходя из следующих предпосылок:
— накопления усталостных деструктивных
явлений в материале при многократном комплексном воздействии нормативных
нагрузок;
— роста прочности бетона во
времени, т. наличия структурообразующего процесса;
— возможности однократного,
воздействия на одежду в любой момент времени расчетной автомобильной нагрузки в
сочетании с температурными напряжениями.
Критерием выносливости является
выражение:
где Крп — коэффициент роста прочности бетона (п. 15);
Ку —
коэффициент усталости материала (п. 15),
определенный от многократного воздействия нормативных нагрузок.
Проверку прочности дискретных
слоев основания сдвигающим усилием следует проводить согласно ВСН
197-83 (24). Расчетным случаем является проезд построечного транспорта по
нижнему слою основания из цементобетона, цементогрунта или щебня.
Расчет дорожной одежды и ее
элементов следует проводить для всех стадий строительства и эксплуатации.
Основными расчетными случаями
являются:
— работа одежды на 1-й стадии
эксплуатации на воздействие построечного транспорта в период застройки района;
— работа одежды на 2-й стадии на
воздействие городского транспорта.
Кроме этого, в соответствии с
принятой организацией строительства улицы, следует проводить проверочные
расчеты прочности всех слоев на единичное воздействие транспорта в период
строительства дорожной одежды.
ТАРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИХ
СОКРАЩЕНИЮ РАСХОДНЫХ МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
№
Наименование оснастки, инвентаря и тары
Срок службы, месяцы
до ремонта
после ремонта
всего
1. Струбцины, подкосы, растяжки, распорки, упоры, фиксаторы
и связи
27
22
49
2. Кондукторы для монтажа колонн одиночные
40
20
60
3. То же групповые
40
20
60
4. Временные ограждения разные
20
16
36
5. Лестницы переносные
22
16
38
6. Площадки навесные и выносные монтажника, сварщика
22
18
40
7. Кассеты и пирамиды для хранения панелей
40
20
60
8. Контейнеры разные
22
18
40
9. Лари для закладных деталей, инструмента и т. 27
21
48
10. Бункеры для бетона, раствора вместимостью 2 м3,
ящики для раствора
18
14
32
11. Футляры и поддоны для подъема кирпича
14
10
24
12. Подмости разные
26
21
47
13. Металлические опалубки для замоноличивания стыков
14
10
24
14. Вышки светильные
38
22
60
15. Козырьки защитные
26
21
47
16. Тележки, рикши ручные
30
24
54
Примечание. При централизованной
эксплуатации срок службы увеличивается на 20-25 %.
6 Правила разработки усредненных норм расхода материалов в
строительстве
1 Усредненные
нормы расхода материалов включают совокупность взаимоувязанных нормативных
расходов материалов, необходимых для выполнения
соответствующего вида работ и установленных на принятый измеритель строительных, монтажных и других работ.
Они отражают среднеотраслевой
уровень ресурсных затрат при использовании современной техники, технологии и организации каждого вида
строительных работ, выполнение которых
предусмотрено в соответствии с требованиями действующих стандартов, строительных норм и правил.
2 Усредненные
нормы расхода материалов разрабатываются на строительные работы, предусмотренные типовыми проектными решениями
частей зданий и сооружений. Измерители на возведение конструктивных элементов
и выполнение строительных работ устанавливаются на готовую продукцию, исходя их условий нормирования по элементным
(производственным) нормам, а также с учетом построения
цен на конструкции и изделия. При разработке усредненных норм необходимо обращать
внимание на нормирование строительных процессов, входящих в комплекс работ
по возведению конструкций той или иной части зданий, сооружений или видов работ с различными
календарными сроками их выполнения. Такие работы должны нормироваться отдельно.
3 Усредненные
нормы расхода материалов (приложение
E) разрабатываются
на основе технологической карты, в которой приводится
подробный перечень всех технологических операций по производству данного вида
работ, характеристика материалов и подсчет объемов
работ на выбранный измеритель нормы.
Усредненные нормы разрабатываются
посредством усреднения технологии работ и качества материалов. При этом
калькуляции могут составляться как на один вид работ, так и на их группы. В калькуляциях не должны
учитываться расходы материалов, связанные с ремонтом, монтажом и демонтажом временных
(нетитульных) сооружений, приспособлений и устройств, к которым относятся настилы, стремянки, лестницы, переходные мостики, ходовые доски, обноски при разбивки зданий, инвентарные площадки, подмости, заборы и ограждения, необходимые для производства работ (кроме
специальных и архитектурно оформленных), временные разводки
магистральных и разводящих сетей (электроэнергии, воды, пара, воздуха, газа и т. ) в пределах рабочей зоны (территории
в пределах до 25 м от периметра зданий или от рабочих сооружений).
4 При
формировании усредненных норм, в случае отсутствия для отдельных видов работ
элементных (производственных) норм расхода материальных ресурсов, их количество
рекомендуется определять расчетно-аналитическим методом по рабочим чертежам
соответствующих конструкций. В этом случае в калькуляциях характеристика
материалов, изделий и конструкций должна указываться в полном соответствии с
проектом, принятым за основу.
5 При
определении норм расчетно-аналитическим методом должны учитываться
трудноустранимые потери и отходы, связанные с перемещением материалов от
приобъектного склада и их обработке при укладке в дело. Эти потери и отходы
следует принимать в соответствии с РДС
82-202-96, а в случае их отсутствия — разрабатывать дополнительно.
6 При
возведении конструкций из монолитного бетона и железобетона, производстве
земляных работ с применением креплений и других работах нормы расхода лесных и
других оборачиваемых материалов определяются с учетом возврата их после каждой
разборки устройств и дополнительного расхода материалов на восстановление
потерь, неизбежных при разборке (формула 5, стр. 8 настоящего РДС).
Оборачиваемость повторно
применяемых материалов приведена в приложении Ж.
Усредненные показатели
расхода необрезных пиломатериалов на изготовление опалубки на 100 м2
приведены в приложении
З.
Усредненные показатели
расхода необрезных пиломатериалов на изготовление щитов перегородок на 100 м2
приведены в приложении
И.
СТРОИТЕЛЬСТВО ТРОТУАРОВ.
Конструкции тротуаров
следует принимать по альбому СК 6101-85. Конструкции дорожных одежд для г. Москвы. Строительство тротуаров производят с учетом действующих норм.
Требования к земляному
полотну и песчаному подстилающему слою тротуаров аналогичны требованиям,
предъявляемым полотну и подстилающему слою улиц и дорог (раздел 3).
Работы по устройству
земляного полотна и песчаного подстилающего слоя тротуаров должны производиться
одновременно с устройством внутриквартальных дорог.
Траншеи подземных сетей,
расположенных под тротуарами, следует засыпать песком с коэффициентом
фильтрации не менее 3 м/сутки.
Коэффициент уплотнения
песка в траншеях и в подстилающем слое должен быть не менее 0,98.
Рис. Технологическая
схема устройства асфальтобетонного покрытия по основанию из щебеночных
уплотняемых смесей.
Рис. Технологическая схема устройства асфальтобетонного покрытия по основанию
из тощего (укатываемого) бетона.
Требования к основаниям
тротуаров из щебеночных смесей, из тощих бетонных смесей марки 75 и 100,
пластичных и литых бетонных смесей аналогичны требованиям, предъявляемым к
основаниям улиц и дорог.
Тощие и пластичные бетонные
смеси для устройства оснований и покрытий тротуаров распределяются экскаватором
ЭО-2621 с навесным оборудованием или бульдозером на базе трактора «Беларусь».
Литые бетонные смеси для
устройства оснований и покрытий тротуаров должны выгружаться из
автобетоносмесителей исключительно в опалубку.
Уход за свежеуложенными
смесями осуществляется нанесением битумной эмульсии из расчета 0,7 кг/м2.
Асфальтобетонные смеси для
устройства асфальтобетонных покрытий укладываются тротуарными
асфальтоукладчиками на колесном шасси (ДС-63) или асфальтоукладчиками на базе
автопогрузчика.
Покрытие тротуаров,
садово-парковых дорожек и площадок осуществляют и из сборных квадратных (К),
прямоугольных (П), шестиугольных (Ш), фигурных бетонных плит и элементов
мощения (Ф) и элементов декоративных дорожек (ЭДД). Виды, марки и размеры
тротуарных плит согласно ГОСТ 17608-91
представлены в табл. Из таблицы 6. 1 видно, что толщина плиты
покрытия зависит от вида основания.
Плиты доставляют на объект
автотранспортом в специальных контейнерах.
Примечание. По этому же ГОСТу промышленность изготавливает
фигурные плиты и элементы мощения — 1(Ф) и элементы декоративные дорожные —
(ЭДД).
Виды, марки и размеры тротуарных плит
Тип плиты, марка плиты
Размеры плиты, мм
а
б
Толщина плиты
на щебеночных и бетонных основаниях А
на песчаных и стабилизированных основаниях Б
в местах заезда тяжелого транспорта на тротуар В
Квадратные плиты
1К. 5, 1К. 6, 1К. 8
200
—
50. 60
80
2К. 5, 2К. 6, 2К. 10
250
—
50
60
100
3К. 5, 3К. 6, 3К. 10
300
—
50
60
100
4К. 5, 4К. 7, 4К. 10
375
—
50
70
100
5К. 5, 5К. 7, 5К. 10
400
—
50
70
100
6К. 5, 6К. 7, 6К. 10
500
—
50
70
100
7К. 6, 7К. 8, 7К. 10
750
—
60
80
100
8К. 8, 8К. 10
1000
—
80
100
100
Прямоугольные плиты
1П. 5, 1П. 6, 1П. 10
375
250
50
60
100
2П. 5, 2П. 7, 2П. 10
500
250
50
70
100
3П. 5, 3П. 7, 3П. 10
500
375
50
70
100
4П. 6, 4П. 7, 4П. 10
750
375
60
70
100
5П. 6, 5П. 7, 5П. 10
750
500
60
70
100
6П. 8, 6П. 10
1000
500
80
80
100
Шестиугольные плиты
1Ш. 5, 1Ш. 6, 1Ш. 10
250
432
50
60
100
2Ш. 6, 2Ш. 7, 2Ш. 10
375
648
50
70
100
3Ш. 6, 3Ш. 8, 3Ш. 10
500
865
60
80
100
Технологическая
последовательность работ по строительству сборных покрытий тротуаров включает
следующие этапы: рытье и уплотнение корыта, установку бортового камня,
устройство подстилающего слоя, устройство основания и покрытия, в том числе
заполнение швов.
Перед укладкой плит должны
быть разбиты и закреплены на основании две ограничивающие линии, от одной из
которых начинается укладка плит.
Работу по укладке плит
следует производить способом «на себя» по схеме, указанной на рис.
Для соблюдения уклона и ровности
покрытия при укладке плит рекомендуется: выполнение работ начинать с устройства
верстового ряда, укладываемого вдоль бортового камня или кромки газона, или
поперек тротуара; укладку производить в одну или в обе стороны от верстового
ряда; укладку плит вести навстречу уклону.
Погрузочно-разгрузочные
работы и монтаж покрытия из плит размером сторон 100 см производят при помощи
навесного оборудования к 3 — 5-тонному автокрану или автопогрузчику.
Плиты с размером сторон до
50 см можно укладывать в покрытия специальным вакуум-захватом круглой формы
диаметром 400 мм; а их окончательная посадка до проектной отметки производится
вибратором размером 40×40 см.
Фигурные плиты и элементы
мощения укладывают вручную или плитоукладчиком с готового покрытия.
Нормативные и расчетные характеристики материалов и
грунтов.
Нормативные сопротивления
цементобетона и тощего бетона растяжению при изгибе , модули упругости этих материалов Е и морозостойкость
следует принимать по табл.
При и Е,
отличающихся от приведенных в табл. 3, например при использовании в бетонных
смесях химических добавок, допускается принимать другие их значения,
согласованные в установленном порядке.
Расчетные сопротивления цементобетона определяют по формулам:
— при расчете на прочность Rр = Rн · Кs
— при расчете на выносливость Rр = Rн · Кs
· Крп · Ку
где: Кs
— коэффициент однородности материала;
Крп —
коэффициент роста прочности материала во времени;
Ку —
коэффициент усталости материала.
Коэффициент однородности
материалов при расчете на 1-й и 2-й стадиях принимают равным — 0,7. При расчете
слоя основания из тощего бетона на непосредственное воздействие ограниченного
количества проходов построечного транспорта для материала нижнего слоя
принимают Кs = 0,90. Коэффициент Крп
принимают в зависимости от времени, прошедшего с момента укладки слоя (t) по табл.
Рост прочности цементобетона во времени
28 сут. 1 год
3 года
10 лет
Крп
1
1,25
1,30
1,40
Коэффициент усталости материала
(относительный предел выносливости) Ку принимают по табл.
При расчете конструктивных
слоев дорожной одежды из цементобетона на температурные воздействия следует
учитывать уменьшение (релаксацию) усилий вследствие ползучести материала и
возникновения неупругих деформаций в растянутой зоне сечения.
Этот фактор учитывают умножением
расчетных усилий (напряжений) на коэффициенты релаксации Кр и
пластичности Кп, принимаемые по табл.
Коэффициент линейных
температурных деформаций следует принимать равным:
— для цементобетона на гранитном
щебне 8·106 °С-1
— для цементобетона на
известняковом щебне 6·106 °С-1.
Коэффициент усталости цементобетона
Наименование слоя дорожной одежды
Коэффициент усталости
первая стадия строительства
вторая стадия или одностадийное строительство
магистральные улицы
жилые улицы
постоянные внутриквартальные дороги
магистральные улицы
жилые улицы
постоянные внутриквартальные дороги
Цементобетонное покрытие марок 350 — 400
—
—
—
0,57
0,60
0,65
Цементобетонное основание:
марки 300
—
0,70
0,75
—
0,60
0,65
марки 200
—
0,60
0,65
—
0,70
0,75
Тощий (укатываемый) бетон марок 75 и 100
—
0,65
0,70
0,52
0,55
0,60
Коэффициенты релаксации и пластичности цементобетона
Вид предельного состояния
Коэффициент релаксации Кр
Коэффициент пластичности Кп
Прочность
0,75
0,60
Выносливость:
1
стадия
0,85
0,75
2
стадия
0,90
0,80
Коэффициент Пуассона m
принимают равным:
— для цементобетона 0,20
— для грунта 0,30.
Характеристики материалов
и грунтов, используемых при строительстве дорожных одежд, следует принимать по
действующим нормативным документам: цементобетон (6, 15, 17, 20), асфальтобетон
(3, 12, 18, 19), щебеночные смеси (4, 22, 23), грунты (12, 20, 22).
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ.
При строительстве дорог в
районах массовой жилой застройки необходимо строго соблюдать технические
правила производства работ в соответствии с требованиями норм и правил техники
безопасности СНиП
III-4-80.
Рабочие, занятые на работах
с вредными условиями труда, должны проходить предварительный и последующий
периодический медицинский осмотр в сроки, установленные Минздравом России.
При доставке смеси
автомобилями-самосвалами необходимо выполнять следующие требования техники
безопасности:
— не подходить к автосамосвалу
до полной его остановки, а в момент его разгрузки не стоять у бункера укладчика
и не находиться под поднятым кузовом;
— поднятый кузов следует
очистить совковой лопатой или скребком с длинной рукояткой. Рабочим, проводящим
очистку, запрещается стоять в кузове, на колесах и на бортах самосвала;
— при движении автосамосвала
рабочие должны находиться в безопасной зоне.
При доставке литой смеси
автобетоносмесителями необходимо соблюдать правила:
— при движении по обочине все
рабочие должны находиться на противоположной обочине;
— при движении
автобетоносмесителей (особенно задним ходом) рабочий, находящийся в безопасной
зоне, должен подавать шоферу сигналы.
Суперпластификаторы не
выделяют при хранении вредных паров и газов, малотоксичны, водные растворы их
пожаробезопасны.
Для защиты от попадания
суперпластификаторов на кожные покровы необходимо применять индивидуальные
средства (защитные очки, сапоги, резиновые перчатки).
При установке однометровых
бортовых камней вручную перенос бортовых камней разрешается только с
использованием специальных клещей. Перемещение бортового камня волоком
запрещено.
Запрещается курить и
пользоваться открытым огнем:
— при уходе за тощим бетоном и
цементобетоном, при работе с пленкообразующими материалами, содержащими
огнеопасные вещества;
— при обработке цементобетонного
основания жидким битумом или битумной эмульсией перед укладкой асфальтобетонной
смеси;
— в местах хранения,
приготовления и разжижения битума.
При розливе битумных
пленкообразующих материалов запрещается находиться на расстоянии ближе 10 м от
распределительных шлангов.
Рабочие должны быть
обеспечены специальной одеждой и исправным инструментом в соответствии с
действующими нормами.
Ответственность за
неисправность машин и механизмов несет начальник участка управления
механизации, а за рабочих — начальник участка строительного управления.