Все документы,
представленные в каталоге, не являются их официальным изданием и предназначены
исключительно для ознакомительных целей. Электронные копии этих документов могут распространяться без всяких
ограничений. Вы можете размещать информацию с этого сайта на любом другом сайте.
ТИПОВАЯ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ТТК)
УСТРОЙСТВО
ПОДСТИЛАЮЩЕГО СЛОЯ
ОСНОВАНИЯ
ИЗ ПЕСЧАНО-ЩЕБЕНОЧНОЙ СМЕСИ
МИНИСТЕРСТВО СВЯЗИ СССР
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ
СООРУЖЕНИЙ СВЯЗИ
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЕ
КОНСТРУКТОРСКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ
БЮРО СТРОИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ СВЯЗИ
ЗАМ. УПРАВЛЯЮЩЕГО ТРЕСТОМ
«24» ноября 1980 г.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ
КАРТА
НА УСТРОЙСТВО АВТОДОРОГИ К РРС С ПОКРЫТИЕМ
ИЗ ЩЕБНЯ
КАЛЬКУЛЯЦИЯ
трудовых затрат на планировку земляного полотна, устройство корыта и уплотнение
его, устройство подстилающего слоя из песка, устройство основания покрытия из
щебня
(на 1000 м2)
№ п/п
Обоснование, ЕНиР
Наименование работ
Единица измерения
Объем работ
Норма времени
Расценка на единицу измерения, руб. — коп. Общая стоимость, руб. — коп. на единицу измерения
на объем
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1. 2-1-5, п. 6б
Срезка
растительного слоя бульдозером под основание автодороги
1000 м2
1
1,95
1,95
1-37
1-37
2. 2-1-26, т. 2, 1б
Планировка
земляного полотна автогрейдером при рабочем ходе в двух направлениях
-«-
1
0,175
0,175
0-13,8
0-14
3. 20-2-3, т. 2, 1б
Устройство
водоотводных канав
100 м3 грунта в
плотном состоянии
3
2,2
6,6
1-74
5-22
4. 20-2-12, т. 1, 2б
Устройство
корыта в земляном полотне грейдером Д-144
-«-
2
1,25
2,5
0-98,8
1-98
5. 2-1-22, т. 7, 1в
Уплотнение
дна корыта прицепными катками весом до 3,6 т при четырех проходах
1000 м2
1
0,88
0,88
0-61,8
0-62
6. Расчет № 1
«Мосгоринжстроя»
Подвозка
песка автомобилями-самосвалами с распределением по длине корыта
(1000×0,30) при дальности возки 15 км
т
480
0,32
154
0-20,5
98-40
7. 2-1-20, т. 2, 2д
Разравнивание
песка бульдозером Д-271
100 м3
в плотном состоянии
3
1,7
5,1
1-06
3-18
8. 20-2-14, 3а
Уплотнение
песчаного подстилающего слоя в корыте прицепным катком при четырех проходах
по одному следу
1000 м2
1
0,88
0,88
0-55,2
0-55
9. Расчет № 1
Подвозка
щебня на 15 км автосамосвалами с распределением его по длине полотна
т
400
0,32
1,28
0-20,5
82-00
10. 17-7. 2, п. 3, 4, 5, 6, 10, 12а
Устройство
основания из щебня, обработанного битумом, способом перемешивания грейдерами
на дороге (толщина слоя основания или покрытия принята 100 мм в твердом теле)
100 м2
10
0,687
6,87
0-54,3
5-43
11. -«-
То же,
покрытия
-«-
10
0,687
6,87
0-54,3
5-43
12. 17-12, п. 2
То же, весом
10 т при четырех проходах катка
-«-
10
0,22
2,2
0-15,4
1-54
13. 17-12, п. То же, весом
10 т при четырех проходах катка
-«-
10
0,22
2,2
0-15,4
1-54
318,22
207-40
ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ И ПРИЕМКЕ РАБОТ
Контроль и оценку качества работ по устройству подстилающего
слоя основания выполняют в соответствии с требованиями нормативных документов:
— СНиП 3. 01-85*. Организация строительного производства;
— СНиП
3. 03-85. Автомобильные дороги;
— ГОСТ
25607-94. Смеси щебеночно-гравийно-песчаные для покрытий и оснований
автомобильных дорог и аэродромов.
Контроль качества выполняемых работ должен
осуществляться специалистами или специальными службами, оснащенными
техническими средствами, обеспечивающими необходимую достоверность и полноту
контроля и возлагается на руководителя производственного подразделения,
выполняющего работы по устройству основания.
ПЩС, поступающая на объект, должна отвечать требованиям
ГОСТ
25607-94 и рабочих чертежей.
До начала проведения работ по устройству основания
поступившая на объект ПЩС должна быть подвергнута входному контролю. Входной
контроль проводится с целью выявления отклонений от этих требований.
Входной контроль поступающей ПЩС осуществляется путем отбора
не менее 10 точечных проб (при объеме поставки до 350 м3), из
которых образуют объединенную пробу, характеризующую контролируемую партию, и
проводят лабораторную проверку таких параметров как:
• зерновой состав;
• содержание пылевидных и глинистых частиц;
• содержание глины в комках;
• насыпная плотность;
• коэффициент фильтрации.
Поступившая на объект ПЩС должна иметь сопроводительный
документ (паспорт), в котором указываются наименование материала, номер партии
и количество материала, содержание вредных компонентов и примесей, дата
изготовления.
Результаты входного контроля оформляются актом и заносятся в
Журнал учета входного контроля материалов и конструкций.
В процессе устройства основания необходимо проводить
операционный контроль качества работ. Операционный контроль осуществляется в
ходе выполнения производственных операций с целью обеспечения своевременного
выявления дефектов и принятия мер по их устранению и предупреждению. Контроль
проводится под руководством мастера, прораба.
При операционном (технологическом) контроле надлежит
проверять соответствие выполнения основных производственных операций
требованиям, установленным строительными нормами и правилами, рабочим проектом
и нормативными документами. Инструментальный контроль устройства основания
должен осуществляться систематически от начала до полного его завершения. При
этом должны проверяться:
— состав и степень увлажнения слоя ПЩС перед его уплотнением;
— степень уплотнения слоя после уплотнения;
— геометрические параметры слоя в плане и профиле;
— поперечные уклоны и ровность поверхности слоя.
Результаты операционного контроля
должны быть зарегистрированы в Общем журнале работ (рекомендуемая форма приведена
в Приложении 1*, СНиП 3. 01-85*).
5 При инспекционном контроле надлежит проверять качество
работ выборочно по усмотрению заказчика или генерального подрядчика с целью
проверки эффективности ранее проведенного производственного контроля. Этот вид
контроля может быть проведен на любой стадии строительных работ.
Результаты контроля качества, осуществляемого
техническим надзором заказчика, авторским надзором, инспекционным контролем и
замечания лиц, контролирующих производство и качество работ, должны быть
занесены в Общем журнале работ (рекомендуемая форма приведена в Приложении 1* СНиП 3. 01-85*).
Контроль качества работ ведут с момента поступления
материалов на строительную площадку и заканчивают при сдаче объекта в
эксплуатацию.
Качество производства работ обеспечивается выполнением
требований к соблюдению необходимой технологической последовательности при
выполнении взаимосвязанных работ и техническим контролем за ходом работ,
изложенным в настоящей технологической карте.
Наименование операций, подлежащих контролю
Состав и объем проводимого контроля
Способы контроля
Объем контроля
Кто контролирует
Положение земляного полотна в плане и профиле
Ширина
верха з/п ± 15 смПоперечные
уклоны ± 0,010Размещение
оси ± 20 смВысотные
отметки ± 5 ± 1 0 см
Инструментальн. промер
Не реже чем через 100 м в 3-х точках на поперечнике
Геодезист Прораб
Разбивочные работы слоя основания
Ширина
слоя — ± 10 смПоперечные
уклоны — ± 0,005Высотные
отметки — ± 10 ммТолщина
слоя — ± 10 мм
»
»
Геодезист Лаборатория
Завоз и распределение
материалов. Качество и однородность ПЩС
Входной контроль согласно ГОСТ
25607-94, влажность ПЩС
Лабораторный контроль
»
Строительная лаборатория
Уплотнен, слоя основанияСоблюдение схем укатки
Плотность слоя — нет следа на поверхности от катка
10-12 тТолщина слоя — ± 10 ммШирина слоя — ± 10 смПоперечный уклон — ± 0,005Просвет под 3-м рейкой 10 мм
Инструментальн. промер,
лабораторный контроль
»
ГеодезистСтроительная лаборатория
По окончании
устройства основания выполненные работы предъявляют заказчику для
освидетельствования скрытых работ и подписания акта, к которому прилагают:
• общий журнал работ;
• исполнительную схему инструментальной проверки
законченного слоя основания с нанесением на ней отклонений от проекта,
допущенных в процессе строительства;
• паспорт и сертификат качества на ПЩС.
На объекте строительства необходимо вести Общий
журнале работ, Журнал авторского надзора проектной организации, Оперативный
журнал геодезических работ.
СХЕМА
операционного контроля качества устройства дорог
Наименование
операций, подлежащих контролю
Контроль качества выполняемых операций по
устройству дорог с покрытием из щебня, дорожных плит, асфальта
прорабом
мастером
состав
способы
время
привлекаемая служба
Разбивка
трасс
правильность
разбивки трассы на местности в соответствии с проектом, правильность разбивки
пикетов, проверка нивелирования вертикальных отметок на пикетах (выборочно)
теодолитом нивелиром, стальной рулеткой
до начала работ
геодезическая
Устройство
земляного полотна (корыта) песчаного подстилающего слоя
степень
уплотнения грунта и песчаного подстилающего слоя, ровность основания,
соответствие отметок профилей проектным
-«-
во время работы
Устройство
основания из щебня или гравия
равномерность
распределения материала, битумоминеральной смеси, соблюдение заданной толщины
слоя с учетом коэффициента уплотнения, ровность поверхности основания (при
прикладывании 3-метровой рейки просвет не должен превышать 5 м) достаточность
уплотнения основания (при проходе тяжелого катка на поверхности не должно
оставаться следа от вальцов)
рейкой, визуально
-«-
Устройство
верхнего слоя из щебня или гравия
-«-
-«-
-«-
Допускаемые
отклонения от проектных размеров при приемке работ по устройству земляного
полотна, оснований и покрытий автомобильных дорог
Наименование
Допускаемая величина отклонения
I. Вынос проекта на местность
Невязка в
сумме измеренных горизонтальных углов при «n» измеренных углов
2 мин
Относительная
разность между длиной трассы по проектным материалам и при выносе трассы на
местность (или по двум промерам):
в равнинной местности
1/1000
в горной
местности
1/500
II. Основания и
покрытия из грунтов, щебня и гравия
Ширина
основания под покрытие капитального типа
10 см
Ширина
покрытия
10 см
Толщина слоя
10 %
Высотные
отметки по оси
5 см
Поперечный
уклон
0,005
Допускаемый
просвет под 3-метровой рейкой
10 мм
ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ
В соответствии со СНиП 3. 01-85*
«Организация строительного производства» до начала выполнения
строительно-монтажных (в том числе подготовительных) работ на объекте
генподрядчик обязан получить в установленном порядке разрешение от Заказчика на
ведение строительных работ (ордер на производство работ). Выполнение работ без
указанного разрешения запрещается.
Перед устройством подстилающего слоя должны быть
выполнены следующие работы:
■ предъявлен заказчику для освидетельствования рабочий
слой земляного полотна и подписан акт на скрытые работы, разрешающий дальнейшее
производство работ по устройству подстилающего слоя;
■ произведена плановая и высотная разбивка
слоя;
■ приготовлена песчано-щебеночная смесь в необходимом
объеме.
Разбивку слоя производят на участке, равном
длине сменной захватки, которая принята в карте 360 м. Разбивка выполняется от
постоянных опорных геодезических пунктов.
Величина требуемой толщины ПЩС, с учетом коэффициента запаса
материала на уплотнение, равного 1,27 закрепляется по краям и оси верха
земляного полотна колышками-высотниками через каждые 50 м, а промежуточные
колышки — по визиркам. При использовании автогрейдера с автоматизированной
системой управления отвалом устанавливается копирная струна. Во время
производства работ должны быть приняты меры к сохранению всех точек разбивки. Поврежденные в процессе работ точки необходимо восстанавливать силами
строительного участка.
Песчано-щебеночную смесь готовят на специально
отведенной площадке путем многократного перемешивания песка и щебня при помощи фронтального
погрузчика L-90D (объем
ковша g = 2,5 м3) фирмы Volvo (рис. 2),
производительность которого на погрузке ПЩС в автосамосвалы равна
Рис. Фронтальный погрузчик L-90D
Работы по устройству подстилающего слоя основания
выполняют на сменной захватке, длина которой определяется по формуле, исходя из
производительности фронтального погрузчика.
принимаем
360 м.
На захватке выполняются следующие технологические
операции:
■ подготовка рабочего слоя земляного полотна;
■ подвозка ПЩС автомобилями-самосвалами;
■ разравнивание ПЩС бульдозером;
■ увлажнение ПЩС (в случае необходимости);
■ предварительное уплотнение слоя;
■ планирование слоя и исправление дефектных мест;
■ окончательное уплотнение слоя.
Необходимое количество песчано-щебеночной смеси для
устройства слоя основания определяем по формуле:
Для подготовки верхней части рабочего слоя земляного
полотна его тщательно планируют по проектным отметкам автогрейдером НВМ 190ТА-3
(рис. 3) за три прохода по одному следу, с перекрытием каждого предыдущего
прохода на 0,5 м.
Рис. Автогрейдер НВМ 190ТА-3
Рис. Схема
планирования рабочего слоя земляного полотна автогрейдером
Ввиду того, что приповерхностная зона (5-10
см) рабочего слоя, как правило, имеет несколько меньшее значение Купл, чем
требуемое Купл, = 0,98, за счет ее горизонтального сдвига
вальцем катка (бульдозерный эффект) во время уплотнения рабочего слоя,
необходимо при подготовке к устройству подстилающего слоя производить
доуплотнение этой зоны пневмоколесным катком GRW15 фирмы НАММ (рис. 5) за четыре
прохода по одному следу, с рабочей скоростью 5-6 км/час с перекрытием каждого
предыдущего прохода на 0,4 м.
Рис. Пневмоколесный каток GRW15
Рис. Схема
доуплотнения рабочего слоя земляного полотна
Песчано-щебеночная смесь грузится в местах
приготовления фронтальным погрузчиком Volvo L-90D и доставляется на место производства работ автосамосвалами
VOLVO FM-9
(10 м3).
Рис. Погрузка ЩПС фронтальным погрузчиком в автосамосвалы
Прием смеси на месте выгрузки осуществляет дорожный рабочий 3
разряда. Рабочий подает сигнал на подход автомобиля, принимает ПЩС и выгружает
в указанном месте. После разгрузки и очистки кузова дает сигнал на отход
автосамосвала. Места выгрузки отмечаются вбитыми в рабочий слой колышками. Расстояние между выгружаемыми кучами равно
Выдерживание требуемого расстояния будет не только
гарантией нужной толщины отсыпаемого слоя ПЩС и обеспечения качества ее
уплотнения, но и позволит минимизировать работу автогрейдера по разравниванию
куч и получить экономию времени и ГСМ.
Рис. Схема
отсыпки ЩПС в основание способом «от себя»
Разравнивание завезенной ПЩС выполняется бульдозером
PR-752 за
четыре прохода с перемещением смеси из кучи на расстояние до 10 м, слоем
проектной толщины 0,32 м (0,25×1,27), по челночной схеме, способом «от
себя», на второй передаче с перекрытием предыдущего прохода на 0,5 м.
Планирование слоя ПЩС производят автогрейдером НВМ
190ТА-3 за четыре прохода по одному следу, с перекрытием каждого
предыдущего прохода на 0,5 м.
Смесь к началу укладки должна иметь влажность, близкую к
оптимальной, с отклонением не более 10%. Влажность смеси определяет
строительная лаборатория.
При недостаточной влажности смесь следует увлажнять за
20-30 мин до начала уплотнения.
Водитель ведет поливомоечную машину КДМ-130В по
обочине, то с одной стороны, то с другой, увлажняя смесь через распылительные
сопла из расчета 4-5 л/м2 слоя. Потребность воды для уплотнения
песчано-щебеночной смеси равна:
Для достижения Купл = 0,98 слой
смеси следует уплотнять в три этапа.
На первом этапе производится начальное уплотнение одновальцевым
виброкатком СА 302D фирмы Dynapac (рис. 9) общим весом 12,8 т с весом вибровальцевого модуля
8,3 т.
Рис. Одновальцовый виброкаток СА 302D
Основная цель работы виброкатка состоит в некотором
начальном подравнивании еще рыхлого после укладки и планировки слоя ПЩС и
предварительном его подуплотнении путем легкого обжатия (2 прохода без
вибрации, затем 2-4 прохода по следу со слабой вибрацией на рабочей скорости не
выше 2,5-3,0 км/час) с последующим более интенсивным сближением крупных щебенок
между собой за счет включения более сильного режима вибрации катка (6-8
проходов по одному следу на скорости 3,0-3,5 км/час).
На втором этапе используется самоходный тандемный
виброкаток HD 130 фирмы Hamm (рис. 10) общим весом 14,2 т и большими по диаметру (1400
мм) вальцами, имеющим более высокую частоту колебаний вальца и меньшую
амплитуду, чем у СА 302D,
что способствует лучшему перемещению и упаковке более мелких фракций ПЩС и
более качественному доуплотнению приповерхностной зоны слоя, которая после СА
302D оказывается
несколько менее плотной, чем низ или середина. Этот каток должен совершить не
менее 6-8 проходов по следу на рабочей скорости не более 3,5-4,0 км/час.
На третьем этапе используется тяжелый, двухосный,
трехвальцовый, гладковальцовый каток статического типа CS 141/142 (рис. 11) фирмы Dynapac с полным водяным балластом в вальцах — общий вес 13,0 т. Основное его назначение — выполнить окончательное доуплотнение слоя и создать в
материале расклинцовку. Для этого каток должен совершить не менее 12-14
проходов по следу на скорости не более 2,5-3,0 км/час. Каждый новый проход
катка должен перекрывать предыдущий на 30-40 см.
Рис. Тандемный виброкаток HD130
Рис. Трехвальцовый каток статического типа CS 141/142
Таким образом, для устройства плотного, прочного и
достаточно жесткого подстилающего слоя основания все три перечисленных типа
катков обязаны сделать не менее 30-35 проходов по одному следу.
После подкатки слоя катком производитель работ
проверяет ровность основания и соответствие поперечных уклонов проектным. Дорожный рабочий лопатой исправляет отдельные дефектные места, а машинист
автогрейдера ножом срезает «гребенку» и планирует основание по проектным
отметкам за три прохода по одному следу.
По окончании укатки производитель работ проверяет толщину
укладки подстилающего слоя, качество планировки и соответствие поперечных
уклонов проектным.
Поперечный уклон поверхности слоя должен быть равен 40+ и
обеспечивать быстрый отвод выпавших атмосферных осадков.
БЕЗОПАСНОСТЬ ТРУДА
При производстве работ следует руководствоваться
действующими нормативными документами:
— СНиП
12-03-2001. Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования.
— СНиП
12-04-2002. Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное
производство.
— ГОСТ
12. 002-75 «Процессы производственные. Общие требования безопасности».
Ответственность за выполнение мероприятий по технике
безопасности, охране труда, промышленной санитарии, пожарной и экологической
безопасности возлагается на руководителей работ, назначенных приказом.
Ответственное лицо осуществляет организационное руководство
работами непосредственно или через бригадира. Распоряжения и указания
ответственного лица являются обязательными для всех работающих на возведении
земляного полотна.
Охрана труда рабочих должна обеспечиваться выдачей
администрацией необходимых средств индивидуальной защиты (специальной одежды,
обуви и др. ), выполнением мероприятий по коллективной защите рабочих
(ограждения, освещение, вентиляция, защитные и предохранительные устройства и
приспособления и т. ), санитарно-бытовыми помещениями и устройствами в
соответствии с действующими нормами и характером выполняемых работ. Рабочим
должны быть созданы необходимые условия труда, питания и отдыха. Работы
выполняются в спецобуви и спецодежде.
Сроки выполнения работ, их последовательность,
потребность в трудовых ресурсах устанавливаются с учетом обеспечения
безопасного ведения работ и времени на соблюдение мероприятий, обеспечивающих
безопасное производство работ, чтобы любая из выполняемых операций не являлась
источником производственной опасности для одновременно выполняемых или
последующих работ.
При разработке методов и последовательности выполнения
работ следует учитывать опасные зоны, возникающие в процессе работ. При
необходимости выполнения работ в опасных зонах должны предусматриваться
мероприятия по защите работающих.
На границах опасных зон должны быть установлены
предохранительные защитные и сигнальные ограждения, предупредительные надписи,
хорошо видимые в любое время суток.
Санитарно-бытовые помещения, автомобильные и пешеходные
дороги должны размещаться вне опасных зон. В вагончике для отдыха рабочих
должны находиться и постоянно пополняться аптечка с медикаментами, носилки,
фиксирующие шины и другие средства для оказания первой медицинской помощи. Все
работающие на строительной площадке должны быть обеспечены питьевой водой.
Лицо, ответственное за безопасное производство работ,
обязано:
— ознакомить рабочих с технологической картой под роспись;
— следить за исправным состоянием инструментов, механизмов и
приспособлений;
— разъяснить работникам их обязанности и последовательность
выполнения операций;
прекращать работы
при силе ветра более 11,0 м/сек, во время сильного снегопада, ливневого дождя,
тумана или грозы при видимости менее 50 м.
К выполнению работ допускаются лица в возрасте не
моложе 18 лет, прошедшие:
— медицинский осмотр и признанные годными для работы в
строительстве;
— обучение и проверку знаний по безопасным методам и приемам
труда, пожарной безопасности, оказанию первой медицинской помощи и имеющие об
этом специальное удостоверение;
— вводный инструктаж по технике безопасности,
производственной санитарии и инструктаж непосредственно на рабочем месте.
Повторный инструктаж проводится не реже одного раза в три
месяца. Проведение инструктажа регистрируется в специальном журнале.
Техническое состояние машин необходимо проверять перед
началом каждой смены.
Каждая машина должна быть оборудована звуковой
сигнализацией. Перед пуском ее в действие необходимо подавать звуковой сигнал.
Перед пуском машины необходимо убедиться в их
исправности, наличии на них защитных приспособлений, отсутствии посторонних лиц
на рабочем участке.
При работе нескольких машин, идущих друг за другом,
необходимо соблюдать дистанцию между ними не менее 10 м.
— работать на неисправных механизмах;
— на ходу, во время работы, устранять неисправности;
— оставлять механизм с работающим двигателем;
— допускать посторонних лиц в кабину механизма;
— стоять перед диском с запорным кольцом при накачивании
шин;
— производить работы в зоне действия кранов и ЛЭП любого
напряжения.
При работе бульдозера необходимо соблюдать следующие
правила:
— при перемещении фунта бульдозером на подъеме необходимо
следить за тем, чтобы отвал не врезался в грунт;
— запрещается перемещать грунт на подъем или под уклон более
30°;
— запрещается выдвигать отвал бульдозера за бровку откоса
при сбрасывании грунта под откос;
— запрещается работать в глинистых фунтах в дождливую
погоду;
— запрещается до остановки двигателя находиться между
трактором и отвалом или под трактором;
— во время случайных остановок бульдозера отвал должен быть
опущен на землю.
При работе фронтального погрузчика необходимо
соблюдать следующие правила:
— запрещается производство каких-либо работ и нахождение
посторонних лиц в радиусе, равном длине стрелы плюс 5 м;
— выравнивание площадки для стоянки погрузчика разрешается
производить только во время его остановки;
— при движении погрузчика следует ковш опустить в
транспортное положение на высоту не более 0,5-0,7 м от земли;
— запрещается держать (оставлять) ковш на весу;
— во время остановки работ ковш погрузчика следует опустить
на землю;
— в нерабочее время погрузчик должен быть поставлен в
безопасное место, кабина закрыта, двигатель выключен, ходовая и поворотные
части заторможены.
При работе автогрейдера необходимо соблюдать следующие
требования:
— при развороте автогрейдера в конце профилируемого участка,
а также на крутых поворотах движение должно осуществляться на минимальной
скорости;
— разравнивать фунт на свежеотсыпанных насыпях высотой более
1,5 м необходимо под наблюдением ответственного лица;
— расстояние между бровкой земляного полотна и внешними (по
ходу) колесами автогрейдера должно быть не менее 1,0 м.
При работе на грунтоуплотняющей технике необходимо
соблюдать следующие требования:
— каток должен быть оборудован звуковыми и сигнальными
приборами, за исправностью которых должен следить машинист;
— на свежеотсыпанной насыпи колеса катка должны быть не
ближе 0,5 м от бровки откоса;
— машинист катка должен носить спецодежду, для предохранения
глаз от пыли следует надевать защитные очки.
Подача автомобиля-самосвала задним ходом к месту
выгрузки ПЩС должна производиться водителем только по команде дорожного
рабочего, осуществляющего приемку.
ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Технологическая карта разработана по заявке треста «Радиострой» и может быть
применена также трестом «Межгорсвязьстрой» при строительстве дорог к ОУПам.
Технологическая
карта разработана в соответствии с «Руководством по разработке типовых
технологических карт в строительстве» (ЦНИИОМТП Госстроя СССР, 1976).
В
состав работ, рассматриваемых картой, входят:
— разбивка трассы дороги;
— планировка поверхности земляного полотна;
— устройство корыта и уплотнение его;
— устройство подстилающего слоя из песка;
— устройство щебеночного основания и
верхнего слоя (покрытия).
При
разработке настоящей ТК использовались материалы проекта РРЛ-8К-11 (заказ
4337).
ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
К
выполнению дорожных работ разрешается приступать после полного обеспечения
места работ всеми необходимыми временными дорожными знаками и ограждениями.
Для
разбивки трассы дороги необходимо:
— теодолитом произвести выноску оси дороги
на местности и обозначить ее металлическими штырями;
— металлической лентой произвести разбивку
пикетов, закрепить их на расстоянии, равном половине ширины дороги плюс 1 м,
деревянными кольями и установить рядом с каждым вешки-сторожки;
— произвести нивелирование вертикальных
отметок на каждом пикете, на сторожке указывать глубину выемки или высоту
насыпи простым карандашом.
Контроль
за производством земляных работ ведется между пикетами с помощью ходовых
визирок и с обязательной последующей проверкой геодезическими инструментами. Контроль за укладкой конструктивных элементов ведется также с помощью ходовых
визирок и с обязательной проверкой нивелиром.
Работы по строительству дороги начинаются с грубой планировки поверхности
полотна дороги, создания поперечных и продольных уклонов устройства канавы для отвода
поверхностных вод автогрейдером типа Д-710А или Д-144 или бульдозером с
универсальным ножом.
Корыто для дороги устраивается автогрейдером (бульдозером): срезается грунт на
глубину по проекту (условно — на
глубину 30 см) и ширину больше, чем ширина покрытия на 0,5 м. Дно корыта
уплотняется прицепным вибрационным катком.
Песок для подстилающего слоя подвозится к месту работ на автомобилях-самосвалах
ЗИЛ-585 и распределяется автогрейдером Д-144 или бульдозером Д-271 (С-80). Поверхность подстилающего слоя планируется так, чтобы, при прикладывании
3-метровой рейки величина просвета не превышала ± 10 мм. Уплотнение
производится прицепным катком или моторным вибрационным катком Д-480 (Д-317Б).
Движение
транспорта по готовому подстилающему слою запрещается.
Покрытие из щебня или гравия (нижнего или верхнего слоя), обработанных битумом,
способом перемешивания грейдером на дороге производится следующим образом:
предварительно разравнивается гравийный материал, перед разливом жидкого битума
материал, сложенный в виде валика, разравнивается на ширину несколько меньшую,
чем ширина проезжей части (на 0,5 м с каждой стороны).
Розлив
жидкого битума осуществляется в несколько приемов.
При
первом розливе назначается небольшая норма расхода битума: до 2,5 л на 1 м2.
Перемешивание
осуществлять собиранием минерального материала в валик и последующим его
разравниванием.
Готовая
смесь из валика, после проверки ее по качеству и объему, распределяется по
проезжей части дороги с соблюдением заданной ширины, толщины и с приданием
соответствующего профиля, после чего производится окончательная укатка катком
Д-480 или Д-317Б. Толщина основания (нижнего слоя) или покрытия принимается 100
мм в плотном теле.
бульдозерист
4 разр. — 1 чел.
машинист
автогрейдера 4 разр. — 1 чел.
шоферы
4 разр. — 10 чел.
машинист
катка 4 разр. — 1 чел.
СХЕМА
ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ ПО УСТРОЙСТВУ ДОРОГ С ПОКРЫТИЕМ ИЗ ЩЕБНЯ
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ
Потребность в машинах и оборудовании.
Механизация строительных и специальных строительных
работ должна быть комплексной и осуществляться комплектами строительных машин,
оборудования, средств малой механизации, необходимой монтажной оснастки,
инвентаря и приспособлений.
Средства малой механизации, оборудование, инструмент
и технологическая оснастка, необходимые для выполнения работ по устройству
основания, должны быть скомплектованы в нормокомплекты в соответствии с технологией
выполняемых работ.
При выборе машин и установок необходимо
предусматривать варианты их замены в случае необходимости. Если
предусматривается применение новых строительных машин, установок и
приспособлений, необходимо указывать наименование и адрес организации или
предприятия-изготовителя.
Примерный перечень основного необходимого
оборудования, машин, механизмов, технологической оснастки, инструмента и
приспособлений приведен в табл.
№ п/п
Наименование машин, механизмов, станков,
инструментов и материалов
Марка
Ед. изм. Количество
1
Фронтальный погрузчик g = 2,5 м3
Volvo L-90D
шт. 1
2
Бульдозер
Libherr PR-752
«
1
3
Автосамосвал, Q = 25,0 т
Volvo FM-9
«
15
4
Автофейдер
HMB 190TA-3
«
2
5
Виброкаток, Р = 12,8 т
Dynapac CA 302D
1
6
Тандемный виброкаток, Р = 14,2 т
HAMMHD130
«
1
7
Пневмошинный каток, Р = 15,0 т
HAMMGRW15
«
1
8
Статический каток, Р = 13,0 т
Dynapac CS 141/142
«
1
9
Поливомоечная машина
КДМ-130В
«
1
10
Автомашина
УАЗ-3909
«
1
11
Передвижной вагон-дом
BO-12
«
1
12
Электронный тахеометр
Cokil
«
1
13
Нивелир
НК-ЗЛ
«
2
14
Рулетка металлическая, 10,0 м
P3-10
«
1
15
Жилеты оранжевые
«
12
Таблица 2
№ п/п
Наименование работ
Ед. изм. Объем работ
Т/емкость на объем чел. -час
Название и количество
бригад (звеньев)
Месяц начала и окончания
работ, продолжительность работ, смен
1
Устройство подстилающего
слоя основания из ПЩС № 5
м2
4439,0
175,3
Механизированная бригада —
15 чел. 10 1,3 02.
При составлении графика
производства работ рекомендуется выполнение следующих условий:
В графе «Наименование технологических операций»
приводятся в технологической последовательности все основные, вспомогательные,
сопутствующие рабочие процессы и операции, входящие в комплексный строительный
процесс, на который составлена технологическая карта.
В графе «Принятый состав звена» приводится
количественный, профессиональный и квалификационный состав строительных
профессий для выполнения каждого рабочего процесса и операции в зависимости от
трудоемкости, объемов и сроков выполнения работ.
В графике работ указываются последовательность
выполнения рабочих процессов и операций, их продолжительность и взаимная увязка
по фронту работ во времени.
Продолжительность выполнения комплексного
строительного процесса, на который составлена технологическая карта, должна
быть кратной продолжительности рабочей смены при односменной работе или рабочим
суткам при двух- и трехсменной работе.
ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ
Численный и профессиональный состав комплексной бригады
составляет 15 чел. , в том числе:
Машинист погрузчика 6 разряда — 1 чел.
Машинист бульдозера 6 разряда — 1 чел.
Машинист автогрейдера 6 разряда — 2 чел.
Машинист катка 6 разряда —
4 чел.
Водитель поливомоечной машины — 1 чел.
Дорожный рабочий —
6 чел.
Затраты труда на устройстве подстилающего слоя
основания составляют:
Трудозатраты рабочих — 1753 чел. -час.
Выработка на одного рабочего — 228 м2 или
18 м/смену.
Типовая технологическая карта (именуемая далее
по тексту ТТК) разработана на комплекс работ по устройству подстилающего слоя
основания из песчано-щебеночной смеси № 5 (далее по тексту ПЩС) на
строительстве автомобильной дороги III-й технической категории, во II-й
дорожно-климатической зоне.
Параметры слоя: толщина — 0,25 м; откосы 1:1,5; ширина
поверху — 12,33 м; Купл = 0,98.
Типовая технологическая карта предназначена для
использования при разработке проектов производства работ (ППР) и другой организационно-технологической
документации, а также с целью ознакомления рабочих и инженерно-технических
работников с правилами производства работ по устройству подстилающего слоя.
Цель создания представленной ТТК: дать рекомендуемую
схему технологического процесса по устройству подстилающего слоя основания
автомобильной дороги, примеры заполнения необходимых таблиц.
На базе ТТК в составе ППР (как обязательные
составляющие проекта производства работ) разрабатываются рабочие
технологические карты на выполнение отдельных видов работ по устройству
подстилающего слоя основания.
При привязке типовой технологической карты к конкретному
объекту и условиям строительства уточняются схемы производства, объемы работ,
затраты труда, средства механизации, материалы, оборудование и т.
Все рабочие технологические карты разрабатываются по
рабочим чертежам проекта, регламентируют средства технологического обеспечения
и правила выполнения технологических процессов при производстве работ.
Нормативной базой для разработки технологических карт
являются: СНиП, СН, СП, ГЭСН-2001, ЕНиР, производственные нормы расхода
материалов, местные прогрессивные нормы и расценки, нормы затрат труда, нормы
расхода материально-технических ресурсов.
Рабочие технологические карты рассматриваются и
утверждаются в составе ППР руководителем генеральной подрядной
дорожно-строительной организации, по согласованию с организацией заказчика,
технического надзора заказчика и организациями, в ведении которых находится
эксплуатация данной автомобильной дороги.
Применение ТТК способствует улучшению организации
производства, повышению производительности труда и его научной организации,
снижению себестоимости, улучшению качества и сокращению продолжительности
строительства, безопасному выполнению работ, организации ритмичной работы,
рациональному использованию трудовых ресурсов и машин, а также сокращению
сроков разработки ППР и унификации технологических решений.
Технологической картой предусмотрено устройство
подстилающего слоя основания комплексным механизированным звеном с бульдозером
PR-752 (с
поворотным отвалом) фирмы Libherr (рис. 1), в качестве ведущего
механизма.
В состав работ, рассматриваемых картой, входят:
■ планировка и доуплотнение рабочего слоя земляного
полотна,
■ разбивочные работы;
■ погрузка, транспортировка и отсыпка ПЩС на
подготовленную поверхность;
■ разравнивание и профилировка ПЩС на ширину
основания;
■ подвозка воды и увлажнение ПЩС;
■ предварительное и окончательное уплотнение слоя основания.
Работы выполняются круглый год, продолжительность
рабочего времени в течение смены составляет:
Траб
= 10 × 0,085 = 8,5 часа,
где КВ — время, связанное
с подготовкой машины к работе и ЕТО, а также с перерывами, связанными с
организацией и технологией производственного процесса, и перерывами,
предназначенными для отдыха и личных надобностей машиниста, КВ
= 0,85.
Для устройства слоя основания используется
песчано-щебеночная смесь № 5, имеющая следующее процентное соотношение между
составными частями:
песок природный среднезернистый, 2,5 мм — 70%
щебень фракции 10-20 мм, Мпр 600 — 30%
Работы следует выполнять, руководствуясь требованиями:
СНиП 3. 03-84. Геодезические
работы в строительстве;
ГОСТ
25607-94. Смеси щебеночно-гравийно-песчаные для покрытий и оснований
автомобильных дорог и аэродромов;
СНиП
12-03-2001. Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования;
Техника безопасности
При производстве строительных работ
необходимо руководствоваться следующими документами:
— «Правилами техники безопасности в
строительстве» (СНиП III-А. 11-70);
— «Правилами устройства и безопасной
эксплуатации грузоподъемных кранов» (М. , «Металлургия», 1976).
Особое
внимание необходимо обратить на следующее:
— все подготовительные и механизированные
работы должны производиться под непосредственным руководством
инженерно-технических работников, назначенных приказом;
— строительная площадка должна быть
обеспечена аптечкой с медикаментами, питьевой водой;
— рабочие, обслуживающие машины, должны
иметь установленную спецодежду оранжевого цвета, спецобувь для работы с
горячими материалами и рукавицы;
— моторные катки должны быть оборудованы
устройством для смазки вальцев и навесом над рабочим местом машиниста, иметь
исправный звуковой сигнал;
— включать двигатель катка должен только
машинист (двигатель следует запускать на позднем зажигании);
— нельзя запускать прогретый двигатель.
Потребность в машинах, оборудовании, инструменте, инвентаре
№ п/п
Наименование
Марка
К-во
Примечание
1
2
3
4
5
1. Бульдозер
Д-271
1
на тракторе С-80
2. Грейдер
Д-144
1
3. Каток
прицепной
1
4. Моторный
каток, 10 т
Д-211
1
5. Автосамосвалы
ЗИЛ-585
10
6. Передвижной
фургон
1
7. Очки защитные
1
8. Метлы
10
9. Ведра
3
10. Бачок для воды
1
11. Кружки
эмалированные
10
12. Огнетушители
2
13. Аптечка
1 компл. Ограждения
металлические
30
15. Предварительные
знаки
6
16. Шаблон длиной
3 м
2
17. Лопаты
штыковые, совковые
15
18. Визирки
деревянные
1 компл. Рулетка
стальная длиной 10 м
1
20. Шнур отбойный
длиной 100 м
1
Потребность в материалах
Наименование
Ед. изм. К-во
Песок
м3
480
Щебень
м3
400
Битум М-3
т
5
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
При разработке типовой технологической карты
использованы:
Пермяков. Комплексная механизация строительства.
Справочник дорожного мастера. «Инфра-Инженерия»,
2005 г.
Руководство
по строительству оснований и покрытий автомобильных дорог из щебеночных и
гравийных материалов. Союздорнии, М, 1999 г.
Справочное пособие
к СНиП «Разработка проектов организации строительства и проектов
производства работ для промышленного строительства».
ЦНИИОМТП. М, 1987. Методические указания по
разработке типовых технологических карт в строительстве.
СНиП
11-02-96. «Инженерные изыскания для строительства. Основные положения».
СНиП 3. 03-84. «Геодезические работы в строительстве».
СНиП
3. 03-85. «Автомобильные дороги».