Устройство поверхностной обработки с использованием фракционированного щебня

УСТРОЙСТВО ЩЕБЕНОЧНЫХ ОСНОВАНИЙ И ПОКРЫТИЙ МЕТОДОМ ЗАКЛИНКИ

Работы по устройству щебеночных оснований и покрытий методом заклинки следует производить в два этапа:

распределение основной фракции щебня и его предварительное уплотнение (обжатие и взаимозаклинивание);

распределение расклинивающего щебня (расклинцовка двух-, трехразовая) с уплотнением каждой фракции. Для оснований допускается одноразовая расклинцовка. При применении щебня осадочных пород марки по прочности менее 600 при устройстве оснований работы можно выполнять в один этап.

Доуплотнение при необходимости следует осуществлять регулированием движения построечного транспорта по ширине основания (покрытия).

На первом и втором этапах основание уплотняют катками на пневматических шинах массой не менее 16 т с давлением воздуха в шинах 0,6 — 0,8 МПа, прицепными вибрационными катками массой не менее 6 т, решетчатыми массой не менее 15 т, самоходными гладковальцовыми массой не менее 10 т и комбинированными массой более 16 т. Общее число проходов катков статического типа должно быть не менее 30 (10 на первом этапе и 20 на втором), комбинированных типов — не менее 18 (6 и 12) и вибрационного типа — не менее 12 (4 и 8).

Основания из щебня марок по прочности менее 600 и по пластичности Пл2, Пл3 уплотняют катками на пневматических шинах массой не более 16 т не менее чем за 20 проходов или виброплитами.

Для уменьшения трения между щебенками и ускорении взаимозаклинивания укатку следует производить, поливая щебень водой (ориентировочно 15 — 25 л/м2 при уплотнении шлакового щебня — 25 — 35 л/м2 на первом этапе и 10 — 12 л/м2 по расклинивающей фракции).

На втором этапе следует производить расклинцовку слоя щебня фракциями мелкого щебня с последовательно уменьшающимися размерами.

При использовании трудноуплотняемого щебня слой щебня перед распределением расклинивающего материала следует обрабатывать органическим вяжущим материалом из расчета 2 — 3 л/м2.

Расход расклинивающих фракций щебня следует принимать по табл.

После окончания уплотнения покрытия по его поверхности следует распределять каменную мелочь из изверженных пород марки по прочности не ниже 800 (из осадочных пород — не ниже 600) в количестве 1 м3 на 100 м2 и уплотнять ориентировочно за 4 — 6 проходов катка.

По окончании уплотнения шлакового слон из активных и высокоактивных шлаков и случае, если сразу не устраивается вышележащий слой, следует производить поливку его водой в течение 10 — 12 дней из расчета 2 — 2,5 л/м2.

Размер основной фракции щебня, ммРасход расклинивающих фракций, м3, на 1000 м2 при их размерах, мм 20 — 40 10 — 20 5 — 10 40 — 70 — 15 10 70 — 120 10 10 10

Примечание. При строительстве оснований из щебня фракции 40 — 70 мм методом заклинки допускается применять одноразовую расклинку смесью щебеночных и песчано-щебеночных фракций 5 — 20, 0 — 20, 0 — 10 мм, а при применении щебня 70 — 120 мм использовать фракции 5 — 40 мм. Расход смесей должен соответствовать суммарным требованиям табл.

Работы по устройству поверхностной обработки покрытий следует проводить при температуре воздуха не ниже 15 °С. При использовании катионной эмульсии для устройства поверхностной обработки — при температуре воздуха не ниже 5 °С.

Устройство поверхностной обработки с использованием фракционированного щебня

1 При устройстве поверхностной обработки следует применять щебень марки не ниже 1200 из трудношлифуемых изверженных и метаморфических горных пород узких фракций с кубовидной формой зерен и размером зерен не более 20 мм. Щебень должен быть чистым, не содержащим пыли и глины.

2 При устройстве поверхностной обработки в качестве вяжущего следует применять битумы и полимерно-битумные вяжущие.

Вяжущее должно выдерживать испытание на сцепление со щебнем, предназначенным для устройства поверхностной обработки.

При устройстве поверхностной обработки на участках дорог с затрудненными и опасными условиями движения, а также в районах с резко континентальным климатом следует применять битум с добавками полимеров класса термоэластопластов.

3 Расход вяжущего и щебня должен соответствовать нормам, установленным в таблице 10.

Размер щебня, мм
Норма расхода
 
 
щебня, м /100 м  
битума, л/м  
эмульсии, л/м , при концентрации битума, %

 
 
 
 
 
 
60
50
Одиночная поверхностная обработка
5-10
0,9-1,1
0,7-1,0
1,3-1,5
1,5-1,8
10-15
1,1-1,2
0,9-1,0
1,5-1,7
1,8-2,0
15-20
1,2-1,4
1,0-1,3
1,7-2,0
2,0-2,4
Двойная поверхностная обработка
15-20
Первая россыпь
Первый розлив
1,5-1,8
1,8-2,2
 
 
1,1-1,3
0,9-1,1


5-10
Вторая россыпь
Второй розлив
1,3-1,5
1,5-1,8
 
0,7-1,0
0,7-1,0


Примечание — При применении черного щебня нормы расхода вяжущего снижают на 20-25%.

4 Работы по устройству поверхностной обработки следует производить по чистой поверхности покрытия: сухой — при применении битума и влажной (0,5 л/м ) — при применении эмульсий.

5 Температура вяжущего во время розлива должна быть: для марок с пенетрацией до 130 °С — (130-160 °С); с пенетрацией выше 130 °С — (100-130 °С).

Щебень следует распределять после розлива вяжущего слоем в одну щебенку и укатывать катком за 4-5 проходов по одному следу.

В течение первых 2-3 сут эксплуатации необходимо ограничивать скорость движения автомобилей до 40 км/ч и регулировать движение по ширине проезжей части. Незакрепившийся щебень должен быть удален с покрытия.

6 При устройстве поверхностной обработки с использованием битумных эмульсий следует применять катионные эмульсии ЭБДК Б, ЭБДК С по ГОСТ Р 55420  и анионные эмульсии ЭБА-1, ЭБА-2, ЭБПА-1, ЭБПА-2, ЭБПК-1, ЭБПК-2 по ГОСТ Р 52128.

При устройстве поверхностной обработки с применением катионных битумных эмульсий следует использовать щебень, не обработанный предварительно органическими вяжущими, при использовании анионных эмульсий — преимущественно черный щебень.

(Измененная редакция, Изм. N 1 ).

7 Поверхностную обработку с использованием битумных эмульсий следует проводить в следующем порядке:

розлив эмульсии по покрытию в количестве 30% нормы;

распределение щебня в количестве 70% нормы;

розлив остального количества эмульсии;

распределение остального количества щебня;

8 При температуре воздуха ниже 20 °С следует применять эмульсии с концентрацией битума 55-60% и температурой 40-50 °С. При температуре воздуха выше 20 °С подогревать эмульсию не следует, а концентрация битума может быть снижена до 50%.

Распределение и укатку щебня следует производить в соответствии с 13. Укатку следует выполнять до полного распада эмульсии. При использовании анионных эмульсий движение автомобилей в соответствии с требованиями 13. 5 разрешается открывать не ранее чем через 1 сут после окончания работ.

Поверхностная
обработка
— это способ создания шероховатой
поверхности покрытия и устройства слоев
износа и защитных слоев путем розлива
на основание тонкого слоя органического
вяжущего, распределения высокосортного
щебня и его уплотнения (рис. Во многих
странах поверхностную обработку называют
Chip
Seals —
щебеночные защитные (изолирующие) слои.

Рис. Основные технологические
операции по устройству поверхностной
обработки:

1 —
подготовительные
работы; 2 — розлив битума; 3 — распределение
щебня; 4 — уплотнение
щебня; 5 — сметание
лишних щебенок

Перед устройством
поверхностной обработки дорожное
покрытие предварительно должно быть
подготовлено. В состав подготовительных
работ при устройстве поверхностной
обработки на новом покрытии входит:

очистка покрытия
от пыли и грязи;

установка знаков
для организации движения, ограждение
места производства работ.

В
случаях, когда покрытие не удается
полностью очистить от пыли и грязи,
оставшейся в мелких трещинках и впадинах,
его рекомендуется подгрунтовать путем
розлива жидкого битума по норме 0,3-0,5
л/м2
или битумной эмульсии с расходом 0,5-0,8
л/м2.

В состав основных
работ входит розлив битума, распределение
и уплотнение щебня. После этого
производится сметание отдельных не
укрепившихся щебенок и открывается
движение транспорта. Процесс окончательного
формирования поверхностной обработки
продолжается около 10 дней, в течение
которых скорость движения автомобилей
ограничивается и производится ежедневное
сметание не укрепившихся щебенок.

Назначение
и
виды поверхностных обработок. Поверхностная обработка выполняет
следующие функции:

восстанавливает
и повышает сцепные качества дорожного
покрытия;

формирует слой
износа и защитный слой от проникания
воды в дорожную одежду;

останавливает
разрушение и продлевает срок службы
старых покрытий, на которых появились
признаки износа в виде трещин, шелушения,
выкрашивания и другие;

при устройстве на
щебеночных и гравийных покрытиях
обеспечивает обеспыливание и значительно
более комфортные условия движения
автомобилей.

Различают несколько
видов поверхностной обработки, которые
применяют в различных условиях:

одиночная
или простая обработка
с
однократным розливом вяжущего и
распределением щебня. Применяется для
создания слоя износа и шероховатого
слоя на покрытиях с достаточной прочностью
и невысокой интенсивностью движения. Толщина слоя составляет 1,5-2,5 см;

одиночная
или простая обработка с
двойным
распределением щебня. На
слой разлитого вяжущего сначала
распределяют более крупную фракцию
щебня (например, 8/11 или 15-20 мм), прикатывают
катком, а затем распределяют более
мелкую фракцию щебня (например, 2/5 или
5-10 мм) и уплотняют. Применяется на дорогах
с высокой скоростью движения автомобилей. Толщина слоя может составлять 3-4 см;

простая
обработка типа сэндвич. На
поверхность покрытия распределяют
крупную фракцию щебня, затем разливают
вяжущее, распределяют мелкую фракцию
щебня и уплотняют. Применяется при
неоднородном по ровности основании для
выравнивания и некоторого усиления;

двойная
поверхностная обработка или поверхностная
обработка типа двойной «сэндвич». На
первый слой разлитого вяжущего
распределяют крупную фракцию щебня и
уплотняют. Затем разливают второй слой
вяжущего, распределяют более мелкую
фракцию щебня и окончательно уплотняют. Толщина слоя составляет 3-4 см. Применяется
на покрытиях с недостаточной прочностью,
при наличии сетки трещин, ямочности,
колей, при высокой интенсивности
движения, то есть в тех случаях, когда
необходимо не только создать шероховатый
слой износа и защитный слой, но и улучшить
ровность, несколько повысить прочность
и сдвигоустойчивость. Применяется также
на цементобетонных покрытиях;

двойная
поверхностная обработка с
прослойкой
из щебня. На
очищенное и выровненное гравийное или
щебеночное покрытие рассыпают прослойку
из щебня крупной фракции и уплотняют. Затем разливают первый слой вяжущего,
распределяют более мелкую фракцию щебня
и уплотняют. После этого разливают
второй слой вяжущего, распределяют
щебень мелкой фракции и окончательно
уплотняют. Толщина слоя может достигать
5 см. Применяется на «белых»
гравийно-щебеночных покрытиях
для
перевода их в «черное» шоссе.

Требования
к каменным материалам для поверхностной
обработки. Для поверхностной обработки применяют
щебень из высокопрочных изверженных
или метаморфических горных пород с
прочностью более 100-120 МПа и износом при
истирании в барабане Деваля не более
35 %.

Для дорог с малой
интенсивностью движения допускается
применять щебень из осадочных пород
(известняк) прочностью не менее 80 МПа с
истиранием не более 40 %. Щебень должен
быть мытым: чистым и без пыли. Доля зерен
мельче 0,63 мм не должна превышать 0,5 %. Зерна щебня должны быть одномерными
узких фракций кубовидной формы.

В целях экономии
дорогостоящего высокопрочного щебня
на дорогах со средней интенсивностью
движения можно устраивать поверхностную
обработку из смеси разнопрочных каменных
материалов, в которой 50 % и более составляет
щебень прочностью 100 МПа и выше и до 50 %
щебень прочностью 60-80 МПа. Опыт показывает,
что в процессе эксплуатации более слабые
щебенки истираются быстрее и уменьшаются
по высоте, а более прочные щебенки
выступают из покрытия и обеспечивают
хорошие сцепные свойства мокрого
покрытия.

Требования к
однородности материала по предельным
размерам основаны на опыте срока службы
поверхностной обработки. Необходимо,
чтобы все щебенки прочно прилипли
гранями к разлитому вяжущему. При
однородном щебне, рассыпаемом в один
слой (рис. 4, а), этого можно достигнуть. В разнородном материале всегда найдутся
мелкие зерна, которые будут лежать
сверху и не получат должного сцепления
с битумом (рис. 4, б). Под воздействием
касательных усилий колес автомобилей
эти щебенки вырываются и вылетают в
стороны, покрытие получается неровным
и необходимы дополнительные, проводимые
часто вручную работы по заметанию
щебенок с обочины на покрытие.

Рис. Поверхностная
обработка: 1 — вяжущее;
2 — щебень,
не удерживаемый вяжущим; 3 —
щебень, удерживаемый
вяжущим

Вылетающие из-под
колес щебенки опасны, травмируют
проезжающих и пешеходов, разбивают
стекла автомобилей.

Выбор размера
фракций зависит от многих факторов, в
том числе от того, какие
транспортно-эксплуатационные
характеристики покрытия необходимо
получить, при какой интенсивности, в
каком составе движения работает покрытие
и в каких климатических условиях, а
также от состояния старого покрытия и
его твердости. Так, для получения
водонепроницаемого защитного слоя
небольшой толщины на местных проездах
и площадях в населенных пунктах применяют
щебень фракций 2/5, который создает мелкую
шероховатость типа наждачной бумаги. Фракции 5/8 обеспечивают хорошую
шероховатость на прочных и ровных
покрытиях при минимальном уровне
звуковой эмиссии. Более глубокую
шероховатость, больший износ шин и
уровень звуковой эмиссии создает
поверхностная обработка из щебня фракций
8/11 и 11/16, однако она более долговечна
при интенсивном движении и более
эффективна на мягких покрытиях. На очень
мягких покрытиях в районах с жарким
климатом в России применяют щебень
фракций 15-20 и даже 20-25 мм.

Для определения
жесткости или твердости старого покрытия
применяют твердомеры. Чтобы привести
результаты измерений, выполненных при
разной температуре, к сопоставимому
виду, их приводят к расчетной температуре
(рис.

Для устройства
поверхностной обработки применяют
щебень, предварительно обработанный
небольшим количеством органического
вяжущего или чистый щебень. Для обработки
щебень разогревают до температуры
170-180°С, загружают в мешалку, куда
впрыскивают горячий битум в количестве
1-1,5 % от массы щебня и перемешивают. Получают так называемый черный щебень. Такая обработка часто используется при
устройстве шероховатых слоев на дорогах
в северных районах.

Считается, что в
обработанном щебне битум проникает в
микропоры и закрывает их для проникания
воды, вследствие чего повышается
водостойкость и морозоустойчивость
щебня, который применяют на дорогах с
высокой интенсивностью движения и в
районах с холодным влажным климатом. Необработанный щебень применяют на
дорогах с интенсивностью движения до
1000 авт. /сут, а также для второй россыпи
при устройстве поверхностной обработки
с двухкратным распределением щебня.

Рис. Оценка твердости покрытия:

Соседние файлы в папке энциклопедии

УСТРОЙСТВО ОСНОВАНИЙ И ПОКРЫТИЙ ИЗ ЩЕБЕНОЧНЫХ. ГРАВИЙНЫХ И ПЕСЧАНЫХ МАТЕРИАЛОВ, ОБРАБОТАННЫХ НЕОРГАНИЧЕСКИМИ ВЯЖУЩИМИ МАТЕРИАЛАМИ

Смеси следует приготовлять, как правило, в смесителях принудительного перемешивания. Допускается приготовление смеси методом смешения на дороге в соответствии с требованиями п. 7 и 6.

Разгрузку и подачу каменных материалов в приемные бункера дозаторного отделения смесительной установки следует выполнять погрузчиками или транспортерами, оборудованными питателями.

Доменные и сталеплавильные (металлургические) шлаки, шлаки и золы ТЭЦ мокрого улавливания следует хранить на открытых площадках. При хранении более 6 мес. шлак и золу, используемые как вяжущее, перед употреблением необходимо испытывать на активность.

Для повышения активности металлургического шлака его следует размельчать в шаровых мельницах, предварительно высушив в сушильном барабане. Для получения комплексного вяжущего в шаровую мельницу подают порошкообразный активатор (цемент, известь, щелочь и др. Измельченный шлак следует хранить в закрытых складах.

Точность дозирования составляющих материалов в смеси должна соответствовать величинам, указанным в табл.

Составляющие Отклонение от заданного расхода, % к массе Вяжущее До 2 Заполнители » 5 Вода и водные растворы » 2

Количество воды в смеси должно обеспечивать ее оптимальную влажность при уплотнении с учетом потерь влаги при транспортировании и распределении. При температуре воздуха выше 20 °С смесь при транспортировании автомобилями-самосвалами следует закрывать брезентом.

Растворы СДБ, содощелочного плава, жидкого стекла, хлористых солей следует приготовлять на растворных узлах смесительных установок, при необходимости с подогревом воды.

Продолжительность транспортирования смесей каменных материалов с цементом, начало схватывания которого не менее 2 ч, не должна превышать 30 мин при температуре воздуха во время укладки выше 20 °С и 50 мин — при температуре воздуха ниже 20 °С. Уплотнение смеси следует заканчивать до конца схватывания цемента.

Смеси каменных материалов со шлаком, золой с добавкой гашеной извести и без нее следует уплотнять не позднее 2 сут.

УСТРОЙСТВО ОСНОВАНИЙ (ПОКРЫТИЙ)

Основания (покрытия) из каменных материалов, обработанных неорганическими вяжущими, следует устраивать, как правило, в сухую погоду при среднесуточной температуре воздуха не ниже 5 °С.

Максимальную толщину слоя в плотном состоянии следует выбирать в соответствии с требованиями п. 1 для легкоуплотняемого материала.

Уплотнять материал слоя следует, как правило, катками на пневматических шинах или вибрационными катками. Ориентировочное число проходов катка по одному следу может быть принято равным соответственно 16 и 10.

По окончании уплотнения следует производить отделку поверхности автогрейдером или профилировщиком с последующим уплотнением гладковальцовым катком массой 6 — 8 т за два — четыре прохода по одному следу.

Уход за основанием (покрытием), устраиваемым с использованием цемента, следует осуществлять в соответствии с требованиями п.

При устройстве вышележащего слоя дорожной одежды в день устройства основания (нижнего слоя покрытия) уход за ним не производится.

Движение построечного транспорта и устройство вышележащего слоя по основанию, устраиваемому с применением шпака и золы, разрешается сразу после окончания уплотнения.

Движение и устройство вышележащего слоя по основанию (покрытию), устроенному с применением цемента в качестве основного вяжущего или добавки, разрешается только после достижения прочности не менее 70 % проектной или в день устройства основании.

ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ ПРИ ПОНИЖЕННОЙ И ОТРИЦАТЕЛЬНОЙ ТЕМПЕРАТУРЕ

Приготовление и укладка каменных материалов, обработанных неорганическими вяжущими материалами, при среднесуточных температурах воздуха в пределах от 5 до минус 15 °С должны осуществляться с принятием специальных мер: утеплением основания, подогревом воды и заполнителей, введением в смесь водных растворов хлористых солей.

Ориентировочное количество вводимых в смесь хлористых солей в зависимости от температуры воздуха следует принимать согласно табл.

Температура воздуха при производстве работ, °С Количество солей, %, к массе воды, содержащейся в смеси От 0 до минус 5 NaCl 5 % или CaCl2 3 % или CaCl2 2 % + NaCl 3 % От минус 5 до минус 7 CaCl2 3 % + NaCl 4 % » » 7 » » 10 CaCl2 3 % + NaCl 7 % » » 10 » » 15 CaCl2 6 % + NaCl 9 %

Концентрированные растворы хлористых солей натрия и кальция следует приготовлять плотностью не более 1,29 г/см3 (0,427 кг безводной соли на 1 л воды), а хлористого натрия не более 1,15 г/см3 (0,25 кг безводной соли на 1 л воды), при этом хлористый натрий следует растворить в горячей воде.

Приготовленные растворы следует периодически перемешивать, перекачивать с помощью насоса в расходные емкости и разбавлять водой до концентрации, указанной в табл. 9, в зависимости от температуры.

При отрицательных температурах влажность песка и щебня при хранении в штабеле не должна превышать 3 — 4 %. Применение смерзшегося песка допускается только после отсева комьев крупнее 10 мм.

Смеси без солевых добавок следует приготовлять в смесительных установках, как правило, в закрытых помещениях с использованием подогретых заполнителей и воды. Наибольшая допустимая температура воды 80 °С, заполнителя 50 °С. Температура смеси на выходе из смесителя 35 — 40 °С. Температура подогретой смеси в конце транспортирования должна быть не менее 25 °С. При температуре наружного воздуха до минус 15 °С время транспортирования должно уточняться в начале производства работ и не должно превышать 60 мин.

Транспортировать смесь следует в утепленном выхлопными газами и укрытом кузове автомобиля-самосвала.

Уплотнение и укрытие смеси следует заканчивать до начала ее замерзания.

Поверхность основания следует утеплять засыпкой слоем песка или супеси толщиной не менее 10 см или укрывать другими утеплителями, с тем чтобы до замерзания укрепленный материал набрал прочность не менее 70 % проектной.

При устройстве оснований из смесей с медленнотвердеющими (шлаковыми, зольными и другими) вяжущими материал не должен замерзать до окончания уплотнения, при этом может вводиться один хлористый натрий без уменьшения суммарного количества добавляемых солей. Разрешается не утеплить основания из таких материалов.

После оттаивания при необходимости производят выравнивание и доуплотнение слоя.

КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА РАБОТ

При устройстве оснований и покрытий из щебеночных, гравийных и песчаных материалов, обработанных неорганическими вяжущими материалами, следует дополнительно к п. 13 контролировать:

не реже одного раза в смену — влажность смеси по ГОСТ 5180-84, прочность материала по ГОСТ 23558-791 и плотность солевых растворов при отрицательной температуре;

не реже одного раза в семь смен — точность дозирования компонентов смеси контрольным взвешиванием;

постоянно — качество уплотнения, соблюдение режима ухода.

Качество уплотнения следует проверять путем контрольного про­хода катка массой 10 — 13 т по всей длине контролируемого участка, после которого на основании (покрытии) не должно оставаться следа и возникать волны перед вальцом.

УСТРОЙСТВО ОСНОВАНИЙ И ПОКРЫТИЙ ИЗ ДЕГТЕБЕТОННЫХ СМЕСЕЙ, ЧЕРНОГО ЩЕБНЯ И ЩЕБЕНОЧНЫХ СМЕСЕЙ ПО СПОСОБУ ПРОПИТКИ ОРГАНИЧЕСКИМИ ВЯЖУЩИМИ И СМЕШЕНИЕМ НА ДОРОГЕ

До начала производства работ следует проверять сцепление вяжущего с поверхностью минеральных материалов по ГОСТ 12801-84, ГОСТ 18659-81. При недостаточном сцеплении следует применять добавки поверхностно-активных веществ и активаторы поверхности (известь, це­мент).

Температура нагрева органических вяжущих материалов при их использовании должна быть в пределах, указанных в табл.

Марка вяжущего Температура нагрева вяжущего, °С баз поверхностно-активных веществ с поверхностно-активными веществами Битумы по ГОСТ 22245-76 БНД 40/60, БНД 60/90, БН 60/90 130 — 150 110 — 130 БНД 90/130, БН 90/130, БНД 130/200, БН 130/200 100 — 120 90 — 100 БНД 200/300, БН 200/300 90 — 100 90 — 100 Битумы по ГОСТ 11955-82 СГ 130/200, МГ 130/200 90 — 100 90 — 100 СГ 70/130, МГ 70/130, МГО 70/13080 — 90 80 — 90 СГ 40/70, МГ 40/70, МГО 40/70 70 — 80 70 — 80 СГ 25/40, МГ 25/40 60 — 70 60 — 70 Дегти по ГОСТ 4641-80 ДО-7, ВДП-6, ВДП-7 100 — 120 — Д-6, ДО-6 90 — 110 — Д-5 80 — 100 — Д-3, Д-4 75 — 90 — Эмульсии по ГОСТ 18659-81 ЭБА-1, ЭБА-2, ЭБА-3, ЭБК-1, ЭБК-2, ЭБК-3 Без нагрева — Эмульсии обратные 60 — 70 —

Битумные эмульсии приготовляют в специальных машинах-диспергаторах.

Для приготовления битумных эмульсий прямого типа следует применить битумы и эмульгаторы в соответствии с требованиями ГОСТ 18659-81.

Температура нефтяного битума, поступающего в эмульсионную машину, должна быть в пределах, °С:

БНД 40/60, БН 40/60. 130 — 140

БНД 60/90 и БНД 90/130, БН 60/90, БН 90/130. 120 — 130

БНД 130/200, БН 130/200. 100 — 120

БНД 200/300, БН 200/300. 90 — 100

Температура водного раствора эмульгатора, поступающего в эмульсионную машину, должна быть не выше 80 °С. Сумма температур битума и раствора эмульгатора нс должна превышать 200 °С.

Для приготовления обратных эмульсий следует использовать дегти каменноугольные дорожные по ГОСТ 4641-80 марок Д-1, Д-2 и Д-3; битумы сланцевые дорожные (РСТ ЭССР 82-79) марок С-12/20, С-20/35, С-35/70, С-70/130; масло сланцевое топливное по ГОСТ 4806-79 и смеси нефтяных битумов марок БНД 40/60, БНД 60/90 и БНД 90/130 со сланцевым битумом или сланцевым маслом.

В вяжущем, используемом для приготовления обратных эмульсий, должно содержаться не менее 5 % фенолов. При меньшем содержании фенолов в исходном вяжущем в него необходимо добавлять фенолы каменноугольные технические по ГОСТ 11311-76 или фенолы каменноугольные жидкие в недостающем количестве или контакт Петрова керосиновый в удвоенном количестве. Помимо фенолов в состав эмульгатора для обратных эмульсий необходимо вводить едкий натр и поваренную соль.

В качестве эмульгаторов для паст следует использовать: известь (пушонку или молотую кипелку), содержащую не менее 60 % окиси кальция и магния, фильтрпрессную грязь — дефекат-отходы сахарного производства, хранившиеся в отвалах не более 1 года и содержащие не менее 80 % частиц мельче 0,071 мм, и другие тонкодисперсные минеральные материалы.

Температуру нагрева дегтя в соответствии с требованиями табл. 10 следует поддерживать не более 5 ч. Допускается поддерживать дегти в горя­чем состоянии в течение 8 — 10 ч при температуре не выше 70 °С для дегтей марок Д-6, ДО-6, ДО-7, ВДП-6, ВДП-7 и не выше 60 °С для марок Д-4 и Д-5.

Дегбетонные смеси следует приготовлять, как правило, в смесителях принудительного перемешивания.

Смесители со свободным перемешиванием и с дозированием минеральных материалов до их просушивания и нагрева допускается использовать только для приготовления крупнозернистых дегтебетонных смесей.

Допускаемая погрешность дозирования компонентов, составляющих дегтебетонную смесь, должна соответствовать требованиям ГОСТ 25877-83. При просушивании минеральных материалов перед приготовлением смеси должно обеспечиваться полное удаление влаги.

В процессе приготовления дегтебетонной смеси в смеситель сна­чала следует вводить минеральные материалы и перемешивать их (сухое перемешивание), а затем вводить деготь (мокрое перемешивание); при приготовлении крупнозернистых смесей деготь следует вводить сразу после введения минеральных материалов.

Продолжительность перемешивания горячих дегтебетонных смесей в лопастных смесителях периодического действия с циркуляционной схемой движения материалов должна соответствовать табл.

Смеси Продолжительность перемешивания, с сухого мокрого Крупнозернистые — 20 — 30 Мелкозернистые 15 30 — 45 Песчаные 15 45 — 60

Примечания: 1. Продолжительность перемешивания смесей в смесителях с противоточной схемой движения материалов следует увеличить в1,5 — 2 раза.

Продолжительность перемешивания крупнозернистых смесей в смесителях свободного перемешивания должна составлять 120 — 180 с.

Продолжительность перемешивания холодных дегтебетонных смесей должна в 1,3 — 1,5 раза превышать продолжительность перемешивания аналогичных горячих смесей.

Температура дегтебетонных смесей при выпуске из смесителя должна соответствовать предусматриваемой ГОСТ 25877-83.

Холодные дегтебетонные смеси следует хранить под навесом в штабелях высотой не более 2 м. Сроки хранения холодной дегтебетонной смеси должны соответствовать ГОСТ 25877-83.

Покрытия и основания из горячей и холодной дегтебетонной смеси следует устраивать в сухую погоду при температуре воздуха не ниже 5 °С. Осенью следует заканчивать укладку холодных дегтебетонных смесей за 15 — 20 дней до наступления устойчивых отрицательных температур.

Перед укладкой смеси необходимо обработать поверхность слоя, на который будет укладываться дегтебетонная смесь, дегтем марки Д-3 или Д-4 из расчета 0,5 — 0,8 л/м2 при обработке основания и 0,2 — 0,3 л/м2 при обработке нижнего слоя покрытия. При укладке смеси на свежеуложенный нижележащий слой из материалов, обработанных дегтем, обрабатывать эту поверхность вяжущим не следует.

Толщина слоя горячей дегтебетонной смеси в неуплотненном состоянии при использовании укладчика должна быть на 15 — 25 % больше проектной толщины слоя, при ручной укладке — на 25 — 35 %.

При укладке холодной дегтебетонной смеси толщина слои в неуплотненном состоянии должна быть на 50 — 60 % больше проектной.

Уплотнять слои из горячего дегтебетона следует в соответствии с требованиями пп. 26 — 10.

Слои из холодных дегтебетонных смесей уплотняют катком массой 6 — 8 т. Окончательную плотность эти слои приобретают от движения транспорта. В течение первых двух недель скорость движения транспорта по слою холодного дегтебетона следует ограничивать 40 км/ч.

В процессе производства работ следует вести журналы приготовления смеси, температуры дегтя, лабораторного контроля качества готовой смеси, укладки и уплотнения смеси по сменам.

УСТРОЙСТВО ОСНОВАНИЙ И ПОКРЫТИЙ ИЗ ЧЕРНОГО ЩЕБНЯ И СМЕСЕЙ, ОБРАБОТАННЫХ БИТУМНЫМИ ЭМУЛЬСИЯМИ В СМЕСИТЕЛЕ

Для приготовления черного щебня следует применять битумы ма­рок БНД 40/60, БНД 60/90, БН 60/90, БНД 90/130, БН 90/130, БНД 130/200, БН 130/200, БНД 200/300, БН 200/300, МГ 130/200, МГО 130/200, СГ 130/200, МГ 70/130, МГО 70/130, СГ 70/130 и дегти марок Д-6, Д-5.

Черный щебень следует приготавливать в смесителе принудительного перемешивания. Продолжительность перемешивания щебня с вяжущим в смесителях с циркуляционной схемой движения материалов 20 — 40 с. В смесителях с противоточной схемой движения материалов время перемешивания должно быть увеличено в 1,6 — 2 раза.

Для приготовления черного щебня следует применять также эмульсии прямые ЭБК-1, ЭБК-2, ЭБА-1, ЭБА-2 и обратные эмульсии, а также об­ратные в сочетании с прямыми. Перемешивание щебня с прямой эмульсией следует прекращать после полного введения в мешалку необходимого количества эмульсии.

Время перемешивания щебня с обратной эмульсией определяется пробными замесами.

Для обработки смесей применяют анионные и катионные эмульсии ЭБА-2, ЭБА-3, ЭБК-2, ЭБК-3. При обработке смесей анионными эмульсиями (ЭБА-2 и ЭБА-3) необходимо вводить активные добавки (1 — 2 % извести к массе минерального материала или 3 — 4 % цемента) в минеральный материал перед смешением его с эмульсией. Минеральные материалы и эмульсию не нагревают. Время перемешивания определяют пробными замесами.

Температура черного щебня при выпуске из смесителя и укладке его в конструктивный слой должна соответствовать указанной в табл.

Покрытия и основания из горячего и холодного черного щебня на битумах следует устраивать при температуре воздуха не ниже 5 °С. Черный щебень, приготовленный с дегтем Д-5 и Д-6, следует укладывать при температуре не ниже 0 °С.

Свежеприготовленный черный щебень и смеси, обработанные анионной эмульсией, следует укладывать при температуре воздуха не ниже 10 °С, катионной — не ниже 5 °С, обратной совместно с прямой или одной обратной — не ниже минус 5 °С. Черный щебень и смеси из штабеля следует укладывать при температуре воздуха не ниже минус 5 °С.

Марка вяжущегоТемпература черного щебня, °С при выпуске из смесителя при укладке в покрытие, не ниже без поверхностно-активных веществ с поверхностно-активными веществами без поверхностно-активных веществ с поверхностно-активными веществами БНД 40/60, БНД 60/90, БН 60/90, БНД 90/130, БН 90/130 140 — 160 120 — 140 120 100 БНД 130/200, БН 130/200, БНД 200/300, БН 200/300 110 — 130 100 — 120 80 80 СГ 130/200, МГ 130/200 90 — 110 80 — 100 70 70 СГ 70/130, БГ 70/130, Д-580 — 110 80 — 110 Весной 5, осенью 10 — Д-6 100 — 120 — 80 — ЭБА-1, ЭБА-2, ЭБК-1, ЭБК-2 Без нагрева — Весной 5, осенью 10 — Эмульсии обратные40 — 50 — Минус 5 —

Работы по устройству покрытий и оснований из черного щебня следует производить в следующем порядке: распределение основной фракции щебня 20 — 40 мм слоем на 25 — 30 % более проектной толщины; уплотнение катком массой 6 — 8 т (4 — 6 проходов по одному следу); распределение расклинивающей фракции 10 — 20 мм; уплотнение катком массой 10 — 13 т (3 — 4 прохода по одному следу); распределение второй расклинивающей фракции 5 — 10 мм; уплотнение катком массой 10 — 13 т (3 — 4 прохода по одному следу). Разрешается при устройстве основания использовать для основного слоя фракцию щебня 40 — 70 мм и для расклинивания соответственно 20 — 40 и 10 — 20 мм.

Если для приготовления черного щебня применяют смесь фракций 5 — 40 или 5 — 20 мм, то конструктивный слой устраивают за один прием из этой смеси без расклинивания.

Перед укладкой черного щебня и смесей поверхность нижележащего слоя, на которую их укладывают, должна быть обработана вяжущим (разжиженный битум, деготь, эмульсия) из расчета 0,5 — 0,8 л/м2.

Холодный черный щебень и смеси следует хранить в штабелях вы­сотой не более 2 м. Свежеприготовленный материал следует перелопачивать ковшом экскаватора до его охлаждения. Срок хранения холодного щебня на битумах класса СГ и дегтях не должен превышать 4 мес, на битумах класса МГ и эмульсиях — 8 мес. Срок хранения смесей на эмульсиях не должен превышать 4 мес.

УСТРОЙСТВО ОСНОВАНИЙ И ПОКРЫТИЙ ПО СПОСОБУ ПРОПИТКИ

Устраивать покрытия и основания из щебня, обработанного по способу пропитки битумом, дегтем или эмульсиями, следует в сухую погоду при температуре воздуха не ниже 5 °С. При использовании эмульсий при температуре воздуха ниже 10 °С их следует применять в теплом виде (с температурой 40 — 50 °С).

Покрытие по способу пропитки следует устраивать из щебня изверженных пород марки не ниже 800 или осадочных и метаморфических марки не ниже 600. Щебень, используемый для устройства оснований, должен иметь марку не ниже 600.

При устройстве конструктивного слоя по способу пропитки следует применять щебень четырех фракций размером 20 — 40 (или 25 — 40), 10 — 20 (или 15 — 25), 5 — 10 (или 3 — 15) мм.

При толщине слоя покрытия менее 8 см применяют только три последние фракции. Последнюю, наиболее мелкую фракцию, предназначенную для создания защитного слоя, при устройстве оснований применять не следует.

Объем щебня основной (первой) фракции размером 40 — 70 или 20 (25) — 40 мм следует определять с учетом коэффициента 0,9 к проектной толщине слоя основания или покрытия и увеличения этого объема в 1,25 раза на уплотнение. Объем каждой последующей фракции щебня следует принимать равным 0,9 — 1,1 м3 на 100 м2 основания или покрытия. Расход вяжущего следует принимать равным 1,0 — 1,1 л/м2 на каждый сантиметр толщины слоя и дополнительно 1,5 — 2,0 л/м2 для покрытия. При использовании эмульсии ее концентрация должна быть 50 — 55 % при применении известнякового щебня и 55 — 60% при применении гранитного щебня, а расход соответственно увеличен.

Работы по устройству покрытий и оснований способом пропитки битумом или дегтем следует производить в следующем порядке: распре­деление основной (фракции щебня; уплотнение катком массой 6 — 8 т (5 — 7 проходов по одному следу); розлив 50 % вяжущего от общего расхода; распределение расклинивающей фракции щебня; уплотнение катком массой 10 — 13 т (2 — 4 прохода по одному следу); розлив 30 % вяжущего от общего расхода; распределение второй расклинивающей фракции щебня; уплотнение катком массой 10 — 13 т (3 — 4 прохода по одному следу); розлив 20 % вяжущего; распределение замыкающей фракции щебня; уплотнение катком массой 10 — 13 т (3 — 4 прохода по одному следу).

При использовании в качестве вяжущего эмульсий первый розлив вяжущего (70 % эмульсии от общего расхода) следует делать после распределения первой расклинивающей фракции и ее уплотнения. Остальные 30 % эмульсии разливают после уплотнения второй расклинивающей фракции.

При температуре до 20 °С щебень основной фракции следует уплотнять, как правило, без увлажнения. При температуре воздуха выше 20 °С щебень следует поливать водой в количестве 8 — 10 л/м2. В этом случае разливать битум или деготь следует только после просыхания щебня, а эмульсию следует разливать по влажному щебню.

Все работы по россыпи расклинивающих фракций и их уплотнению следует производить после розлива вяжущего до его остывания.

При использовании вяжущего в виде битумных эмульсий устраивать защитный слой на покрытии с использованием последней, наиболее мелкой фракции щебня, а также устраивать покрытие по подготовленному основанию следует через 10 — 15 сут. при пропитке анионными эмульсиями и через 3 — 5 сут — при пропитке катионными.

Движение построечного транспорта разрешается только после окончании укатки последней, наиболее мелкой фракции щебня. В течение 10 дней движение следует регулировать по всей ширине покрытия с ограничением его скорости до 40 км/ч.

При использовании эмульсий движение следует открывать через 1 — 3 сут после распределения и уплотнения предпоследней расклинивающей фракции щебня при устройстве покрытия и последней фракции щебня при устройстве основании.

УСТРОЙСТВО ОСНОВАНИЙ И ПОКРЫТИЙ ИЗ ЩЕБЕНОЧНЫХ, ГРАВИЙНЫХ И ПЕСЧАНЫХ СМЕСЕЙ, ОБРАБОТАННЫХ ОРГАНИЧЕСКИМИ ВЯЖУЩИМИ МАТЕРИАЛАМИ СМЕШЕНИЕМ НА ДОРОГЕ

Основания и покрытия из щебеночных, гравийных и песчаных смесей, обработанных органическими вяжущими материалами смешением на дороге, следует устраивать при температуре воздуха не ниже 15 °С и заканчивать за 15 — 20 сут до начала периода дождей или устойчивой температуры воздуха ниже 10 °С.

Битумом или дегтем следует обрабатывать каменные материалы влажностью не более 4 %. При большей влажности смесь должна быть просушена путем перемешивания автогрейдером.

Влажность щебеночных и гравийных смесей, обрабатываемых эмульсией. в сухую и ветреную погоду и при температуре воздуха выше 15 °С, должна быть не менее 5 %, а песчано-щебеночных и песчано-гравийных смесей — на 1 — 2 % выше оптимальной.

Перед обработкой смесей анионной эмульсией в них следует предварительно вводить 1 — 2 % извести-пушонки или 2 — 4 % цемента.

Для обработки минеральных материалов смешением на дороге следует, как правило, применять битумы марок СГ 40/70, МГ 40/70, СГ 70/130, МГ 70/130, дегти марок Д-3, Д-4, а также битумные эмульсии ЭБА-3, ЭБК-3. Более вязкие битумы и дегти следует применять в районах с жарким климатом.

Число проходов автогрейдера при перемешивании следует назначать в зависимости от объема смешиваемых материалов и температуры воздуха.

Готовую смесь следует распределять по всей ширине проезжей части. Смесь следует уплотнять катками массой 6 — 8 т ориентировочно 3 — 5 проходами по одному следу.

Движение построечного транспорта разрешается открывать сразу после окончания уплотнения. При этом его следует регулировать по всей ширине проезжей части и ограничивать скорость до 40 км/ч. Коэффициент уплотнения должен быть не менее 0,96 через 30 сут после устройства покрытия или основания.

Устраивать покрытие или защитный слой на основаниях из смесей, приготовленных способом смешения на дороге, следует только после окончания формирования основания.

При приготовлении эмульсий следует контролировать:

постоянно — температуру битума и водного раствора эмульгатора;

не реже одного раза в смену — качество эмульсии по ГОСТ 18659-81.

При приготовлении дегтебетона следует контролировать:

постоянно — температуру дегтя и минеральных материалов;

в каждом автомобиле-самосвале — температуру дегтебетонной смеси;

не реже одного раза в смену — качество смеси по ГОСТ 25077-83.

При устройстве оснований и покрытий из дегтебетонных смесей следует контролировать:

плотность дегтебетона в покрытии по трем вырубкам (кернам) на 1 км по ГОСТ 25877-83.

При устройстве оснований и покрытий из черного щебня и смесей, обработанных битумными эмульсиями в смесителе, следует контролировать:

в каждом автомобиле-самосвале — температуру черного щебня;

постоянно — визуально однородность смеси и качество уплотнения в соответствии с требованиями п. 26;

качество смеси по показателям трех проб на 1 км.

При устройстве оснований и покрытий способом пропитки следует контролировать:

при каждом розливе — температуру вяжущего материала;

постоянно — визуально равномерность распределения материалов и качество уплотнения в соответствии с требованиями п.

При устройстве оснований и покрытий способом смешения на дороге следует контролировать:

не реже одного раза в смену (и при выпадении осадков) — влажность минеральных материалов по ГОСТ 5180-84.

постоянно — визуально однородность смеси и качество уплотнения в соответствии с требованиями п. 25;

качество смеси — по показателям двух проб на 1 км по ГОСТ 12801-84;

плотность материала в покрытии по трем вырубкам (кернам) на 1 км по ГОСТ 12801-84.

Устройство поверхностной обработки с использованием фракционированного щебня

При устройстве
поверхностной обработки следует
применять щебень марки не ниже 1200 из
трудношлифуемых изверженных и
метаморфических горных пород фракций
5 — 10, 10 — 15 или 15 — 20 мм с преимущественно
кубовидной формой зерен. Щебень должен
быть чистым, не содержащим пыли и глины.

При устройстве
поверхностной обработки с использованием
битума в качестве вяжущего следует
применять битумы марок БНД 60/90, БНД
90/130, БНД 130/200, БН 60/90, БН 90/130 или БН 130/200.

Битум должен
выдерживать испытание на сцепление с
щебнем, который будет применен для
устройства поверхностной обработки. При неудовлетворительном сцеплении
битума с щебнем следует использовать
добавки соответствующих ПАВ, а также
производить предварительную обработку
щебня битумом.

При устройстве
поверхностной обработки на участках
дорог с затрудненными и опасными
условиями движения, а также в районах
с резко континентальным климатом следует
применять битум с добавками полимеров
класса термоэластопластов.

Расход вяжущего
и щебня должен соответствовать нормам,
установленным в табл.

│ │ Норма
расхода │


├────────────────┬─────────────┬───────────────────────┤

│ │ │ │эмульсии,
л/м2, при│

│Размер
щебня, мм│щебня, м3/100 м2│битума, л/м2
│концентрации битума, % │

│ │ │
├────────────┬──────────┤

│ │ │ │ 60
│ 50 │

│ Одиночная
поверхностная обработка │


│ 5-10
│ 0,9-1,1 │ 0,7-1,0 │ 1,3-1,5 │ 1,5-1,8 │

│ 10-15
│ 1,1-1,2 │ 0,9-1,0 │ 1,5-1,7 │ 1,8-2,0 │

│ 15-20
│ 1,2-1,4 │ 1,0-1,3 │ 1,7-2,0 │ 2,0-2,4 │

│ Двойная
поверхностная обработка │

│ 15-20
│ Первая россыпь │Первый розлив│
1,5-1,8 │ 1,8-2,2 │

│ │ 1,1-1,3
│ 0,9-1,1 │ │ │

│ 5-10
│ Вторая россыпь │Второй розлив│
1,3-1,5 │ 1,5-1,8 │

│ │ 0,7-1,0
│ 0,7-1,0 │ │ │

│ Примечание

│При
применении черного щебня нормы
расхода вяжущего│

│снижаются
на 20 — 25%

Работы по
устройству поверхностной обработки
следует производить по чистой, незапыленной
обрабатываемой поверхности, сухой при
применении битума и увлажненной (0,5
л/м2) при применении битумных эмульсий.

Температура
битума во время розлива должна быть:
для марок БНД 60/90, БНД 90/130, БН 60/90, БН
90/130 — 130 — 160°С; для марок БНД 130/200 и БН
130/200 — 100 — 130°С.

Щебень следует
распределять механизированным способом
сразу после розлива битума слоем в одну
щебенку и укатывать катком за 4 — 5 проходов
по одному следу.

В течение первых
2 — 3 сут эксплуатации необходимо
ограничивать скорость движения
автомобилей до 40 км/ч и регулировать
его по ширине проезжей части. Незакрепившийся
щебень должен быть удален с покрытия.

При устройстве
поверхностной обработки с использованием
битумных эмульсий следует применять
преимущественно катионные эмульсии
ЭБК-1, ЭБК-2 и анионные ЭБА-1, ЭБА-2.

Эмульсии должны
выдерживать испытание на сцепление
пленки вяжущего со щебнем по ГОСТ
18659-81.

При устройстве
поверхностной обработки с применением
катионных битумных эмульсий следует
использовать щебень, не обработанный
предварительно органическими вяжущими,
при использовании анионных эмульсий —
преимущественно черный щебень.

Поверхностную
обработку с использованием битумных
эмульсий следует производить в следующем
порядке:

розлив эмульсии
по покрытию в количестве 30% нормы;

распределение
щебня в количестве 70% нормы;

розлив остального
количества эмульсии;

распределение
остального количества щебня;

При температуре
воздуха ниже 20°С следует применять
эмульсии с концентрацией битума 55 — 60%
и температурой 40 — 50°С. При температуре
воздуха выше 20°С подогревать эмульсию
не следует, а концентрация битума может
быть снижена до 50%.

Распределение и
укатку щебня следует производить в
соответствии с п. Укатку следует выполнять до полного
распада эмульсии. При использовании
анионных эмульсий движение автомобилей
в соответствии с требованиями п. 6
разрешается открывать не ранее чем
через сутки после окончания работ.

Контроль качества работ

При приготовлении
асфальтобетонной смеси следует
контролировать:

постоянно —
температуру битума и минеральных
материалов, а температуру готовой
асфальтобетонной смеси — в кузове каждого
автомобиля-самосвала;

не реже одного раза
в смену — качество смеси по ГОСТ 9128-84 и
ГОСТ 12801-84 и битума по ГОСТ 11501-78 и ГОСТ
11503-74;

не реже одного раза
в 10 смен — качество щебня, песка и
минерального порошка по ГОСТ 9128-84.

Работу дозаторов
минеральных материалов, битума и добавок
следует контролировать в установленном
порядке.

В процессе
строительства покрытия и основания
дополнительно к п. 14
следует контролировать:

температуру горячей
и теплой асфальтобетонной смеси в каждом
автомобиле-самосвале;

постоянно — качество
продольных и поперечных сопряжений
укладываемых полос;

качество асфальтобетона
по показателям кернов (вырубок) в трех
местах на 7000 м2 покрытия по ГОСТ 9128-84 и
ГОСТ 12801-84, а также прочность сцепления
слоев покрытия.

Вырубки или керны
следует отбирать в слоях из горячих и
теплых асфальтобетонов через 1 — 3 сут
после их уплотнения, а из холодного —
через 15 — 30 сут на расстоянии не менее 1
м от края покрытия.

Коэффициенты
уплотнения конструктивных слоев дорожной
одежды должны быть не ниже:

0,99 — для плотного
асфальтобетона из горячих и теплых
смесей типов А и Б;

0,98 — для плотного
асфальтобетона из горячих и теплых
смесей типов В, Г и Д, пористого и
высокопористого асфальтобетона;

0,96 — для асфальтобетона
из холодных смесей.

Устройство поверхностной обработки покрытий

Поверхностную обработку
покрытий устраивают на новых
асфальтобетон­ных, различных видах
черных и цементобетонных покрытиях, а
также на покрыти­ях, бывших в
эксплуатации, для обеспечения необходимого
коэффициента сцепле­ния колеса
автомобиля с поверхностью покрытия, а
также для увеличения срока службы
покрытий.

При устройстве конструктивных слоев
из пористых, высокопорис­тых
асфальто­бетонов, из черного щебня,
эмульсионно-минеральных смесей,
дегтеминеральных смесей и других
поверхностная обработка является также
защитным слоем, предо­храняющим
конструктивные слои от деформативного
износа при проезде авто­транспорта
и проникновения в них атмосферных
осадков.

На асфальтобетонных
и других черных покрытиях устраивают,
как прави­ло, одиночную поверхностную
обработку. На цементобетон­ных
покрытиях применяют двойную поверхностную
обработку.

Работы по устройству
поверхностной обработки с использова­нием
анион­ной эмульсии следует проводить
при температуре воздуха не ниже
15°С, с исполь­зованием
катионной -не ниже
5°С.

При выборе способа
устройства поверхностной обработки
покрытий необходимо учитывать ее
назначение, условия движения на дороге,
климатические условия района строительства,
имеющиеся материалы и средства
механизации.

Поверхностная обработка
фракционированным щебнем устраивается
преимущественно для обеспечения
требуемого коэффициента сцепления на
участ­ках дорог с опасными и затрудненными
условиями движения.

При устройстве
поверхностной обработки фракционирован­ным
щебнем следует применять щебень из
трудношлифуемых изверженных и
метаморфических горных пород марки не
ниже 1200фракций
5-10, 10-15, 15-20мм с преимущест­венно
кубовидной формой зерен. Щебень должен
быть чистым, не содержащим пыли и глины.

При устройстве
поверхностной обработки фракционирован­ным
щебнем следует применять преимущественно
катиокные эмульсии класса ЭБК-1, ЭБК-2,
а также эмульсии анионные класса ЭБА-1,
ЭБА-2.

Эмульсии должны выдерживать испытание
на сцепление пленки вяжущего со щебнем
по ГОСТ 18659-81.

При устройстве поверхностной обработки
с применением катионных битумных
эмульсий следует использовать щебень,
необработанный предварительно
органичес­ким вяжущим, при использовании
анионных эмульсий -преимущественно черный щебень.

100. Для приготовления
битумных эмульсий следует применять
битумы марок БНД 60/90,БНД
90/130,БНД 130/200,БН
60/90,БН 90/130,БН
130/200.

Для приготовления битумных эмульсий,
используемых для устройства поверх­ностных
обработок на дорогах с большой
грузонапряженностью, с движением
преимущественно грузовых автомобилей,
а также в районах с резко континенталь­ным
климатом, рекомендуется применять
полимерно-битумное вяжущее (например,
на основе ДСТ). Технология
приготовления эмульсий на полимерно-битумных
вяжущих не отличается от обычной.

101. Расход эмульсии и
щебня должен соответствовать нормам,
установлен­ным в табл.

102. Одиночную поверхностную
обработку фракционированным щебнем с
использованием битумных эмульсий
производят в следующем порядке:

очистка и ремонт обрабатываемой
поверхности;

розлив эмульсии по покрытию в количестве
30%нормы;

распределение щебня в количестве
70%нормы;

розлив остального количества эмульсии
(70%);

распределение остального количества
щебня (30%) ;

103. Очистку обрабатываемой
поверхности от пыли и грязи осуществляют
механическими щетками, а при сухой
жаркой погоде смачивают водой
непосред­ственно перед распределением
эмульсии.

104. Розлив эмульсии
производят автогудронатором. Для
равномерного розлива эмульсии необходимо
обеспечить бесперебойность действия
сопел, равно­мерность работы на. соса
и требуемую скорость перемещения
гудронатора.

Температуру и концентрацию эмульсии
следует устанавливать в зависимости
от погодных условий. При температуре
воздуха ниже 20°С следует
применять эмуль­сии с концентрацией
битума 55-60%и температурой
40-50°С. При температуре воздуха выше
20°С
подогревать эмульсию не следует, а
концентрация битума может быть снижена
до 50%.

Поверхност­ная
Размер
Норма
расходаобработка
покрытийщебня,
ммщебня,
м3/100
м2эмульсии,
л/м2,
при концентрации битума,
%

6050Одиночная5
— 100,9
— 1,11,3
— 1,51,5
— 1,8
10
— 151,1
— 1,21,5
— 1,71,8
— 2,0
15
— 201,2
— 1,41,7
— 2,02,0
— 2,4
Двойная

Первая
россыпьПревый
розлив и в
15
— 201,1
— 1,31,5
— 1,81,8
— 2,2
Вторая
россыпьВторой
розлив
5
— 100,7
— 1,01,3
— 1,51,5
— 1,8

Примечание. При применении черного щебня нормы
расхода вяжущего снижаются на 20 — 25%.

Чтобы не допустить стекания эмульсии
с покрытия, необходимо контролировать
ее вязкость, которая должна быть в
пределах 15-30с.

105. Распределение щебня
производят самоходным распредели­телем,
автомо­билем-самосвалом с навесным
приспособлением или другим механизмом,
обеспе­чивающим равномерное
распределение щебня. Механизм,
распределяющий щебень, должен двигаться
не далее 20м от автогудронатора
и рассыпать щебень перед собой, наезжая
колесами на щебень, а не на слой эмульсии.

106. Слой поверхностной
обработки уплотняют за 3-4прохода легкого(6-8т)
катка, приурочивая эту операцию к началу
распада эмульсии. Более тяже­лые катки
(10т) допускаются только при
использовании очень прочного щебня,
например базальтового. Рекомендуются
катки на пневматических шинах.

107. В течение первых дней
эксплуатации необходимо осуществлять
уход за слоями поверхностной обработки. Незакрепившийся щебень должен быть
удален с покрытия не позднее суток после
открытия движения. Скорость движения
авто­мобилей ограничивают до
40км/ч и регулируют по ширине проезжей
части. При использовании анионных
эмульсий движение транспортных средств
закрывают на сутки для формирования
слоя.

Соседние файлы в папке Пособия

При устройстве поверхностной обработки следует применять щебень марки не ниже 1200 из трудношлифуемых изверженных и метаморфических горных пород фракций 5 — 10, 10 — 15 или 15 — 20 мм с преимущественно кубовидной формой зерен. Щебень должен быть чистым, не содержащим пыли и глины.

При устройстве поверхностной обработки с использованием битума в качестве вяжущего следует применять битумы марок БНД 60/90, БНД 90/130, БНД 130/200, БН 60/90, БН 90/130 или БН 130/200.

Битум должен выдерживать испытание на сцепление с щебнем, который будет применен для устройства поверхностной обработки. При неудовлетворительном сцеплении битума с щебнем следует использовать добавки соответствующих ПАВ, а также производить предварительную обработку щебня битумом.

Расход вяжущего и щебня должен соответствовать нормам, установленным в табл.

Размер щебня, мм Норма расхода щебня, м3 /100 м2 битума, л/м2 эмульсии, л/м2, при концентрации битума, % 60 50 Одиночная поверхностная обработка 5 — 10 0,9 — 1,1 0,7 — 1,0 1,3 — 1,5 1,5 — 1,8 10 — 15 1,1 — 1,2 0,9 — 1,0 1,5 — 1,7 1,8 — 2,0 15 — 20 1,2 — 1,4 1,0 — 1,3 1,7 — 2,0 2,0 — 2,4 Двойная поверхностная обработка 15 — 20 Первая россыпь Первый розлив 1,5 — 1,8 1,8 — 2,2 1,1 — 1,3 0,9 — 1,1 5 — 10 Вторая россыпь Второй розлив 1,3 — 1,5 1,5 — 1,8 0,7 — 1,0 0,7 — 1,0

Примечание. При применении черного щебня нормы расхода вяжущего снижаются на 20 — 25 %.

Работы по устройству поверхностной обработки следует производить по чистой, незапыленной обрабатываемой поверхности, сухой при применении битума и увлажненной (0,5 л/м2) при применении битумных эмульсий.

Температура битума во время розлива должна быть: для марок БНД 60/90, БНД 90/130, БН 60/90, БН 90/130 — 130 — 160 — С; для марок БНД 130/200 и БН 130/200 — 100 — 130 °С.

Щебень следует распределять механизированным способом сразу после розлива битума слоем в одну щебенку и укатывать катком за 4 — 5 проходов по одному следу.

В течение первых 2 — 3 сут эксплуатации необходимо ограничивать скорость движения автомобилей до 40 км/ч и регулировать его по ширине проезжей части. Незакрепившийся щебень должен быть удален с покрытия.

При устройстве поверхностной обработки с использованием битумных эмульсий следует применять преимущественно катионные эмульсии ЭБК-1, ЭБК-2 и анионные ЭБА-1, ЭБА-2.

Поверхностную обработку с использованием битумных эмульсий следует производить в следующем порядке:

розлив эмульсии по покрытию в количестве 30 % нормы;

распределение щебня в количестве 70 % нормы;

При температуре воздуха ниже 20 °С следует применять эмульсии с концентрацией битума 55 — 60 % и температурой 40 — 50 °С. При температуре воздуха выше 20 °С подогревать эмульсию не следует, а концентрация битума может быть снижена до 50 %.

Распределение и укатку щебня следует производить в соответствии с п. Укатку следует выполнять до полного распада эмульсии. При использовании анионных эмульсий движение автомобилей в соответствии с требованиями п. 6 разрешается открывать не ранее чем через сутки после окончания работ.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *