характеристика щебня для строительства автомобильных дорог

Расчет уплотнения песка с использованием коэффициента

При расчете реальной потребности в закупке песка принимается во внимание не только его первичное состояние на складах поставщика, но и способность массы к уплотнению во время засыпки на место и последующей трамбовки. Различается несколько вариантов выполнения работ с песком — это засыпка котлованов, заполнение пустот между грунтом и строением (монолитом), заполнение и ремонт траншей при строительстве сооружений и ремонте (реконструкции) дорог.

Трамбовка может выполняться катками, виброплитами, виброштампами и ручными способами, и всякий раз песок будет уплотняться по-разному. Для унификации расчетов потребности в материале принято использовать усредненные коэффициенты уплотнения песка, которые применяют для перевода абсолютного показателя (от поставщика) в относительный — для конкретного типа задания. Эти поправки позволяют оптимизировать подсчет и снизить потери от неправильного определения количества материала.

Вид работКоэффициент уплотнения
Повторная засыпка котлованов0,95
Заполнение пазух0,98
Обратное наполнение траншей0,98
Ремонт траншей вблизи дорог с инженерными сооружениями0,98 — 1

Для расчета достаточно умножить нормативный или паспортный показатель на приведенный коэффициент — при больших объемах закупки поправка позволит точнее рассчитать потребность и сократить непроизводительные потери.

Виды и преимущества

Щебнем отсыпают дороги с малой/средней интенсивностью автомобильного потока до 200 машин в сутки. Ширина щебеночных дорог не превышает 5-ти метров, что достаточно для разъезда двух транспортных средств.

Для строительства второстепенных/временных дорог используют щебень следующих видов:

Уплотнение грунта щебнем

Уплотнение грунта щебнем требуется в тех случаях, когда основания не имеют достаточной несущей способности, чтобы строить на них здания или прокладывать дороги. Бывают такие грунты, по которым невозможно даже ходить. Их тоже необходимо уплотнять. В этой статье мы расскажем, какой щебень лучше всего подходит для таких целей, как его выбрать и как правильно провести работы. В конце мы кратко охарактеризуем альтернативные материалы для уплотнения грунтов.

В компании Грунтовозов вы можете купить щебень для уплотнения грунта с доставкой до вашего объекта по минимальной цене.

Какой щебень подойдет для уплотнения грунта

Выбор щебня для уплотнения напрямую зависит от конкретных работ. Мы расскажем, какие разновидности имеют лучшее соотношение цены и качества:

Если вам нужен щебень для уплотнения грунта:

  • Под высотными зданиями и дорогами с высоким трафиком, берите амфиболитовый материал 20-40, 40-120, гранитный 20-40 или серпентинитовый 20-40 и 40-70
  • Под частным домом в 1-2 этажа, обратите внимание на гранитный щебень 25-60 и 40-70
  • Под подъездными дорогами, советуем рассмотреть диоритовую разновидность 20-40 и 40-70, а также мраморный щебень 20-40 и 40-70
  • Под хозяйственными постройками и пешеходными тротуарами, возьмите известняковый материл 20-40

Дальше мы расскажем, как правильно уплотнять грунт с помощью щебня.

Как узнать коэффициент уплотнения

Легче всего взять данные о коэффициенте уплотнения из ГОСТов. Они рассчитаны для разных видов материала.

В лабораторных условиях коэффициент уплотнения определяют следующим образом:

  • Измеряют общую или насыпную плотность материала. Для этого измеряют массу и объем образца, вычисляют их соотношение
  • Затем пробу встряхивают или прессуют, измеряют массу и объем после чего определяют максимальную плотность
  • По соотношению двух показателей вычисляют коэффициент

Документы указывают усредненные значения коэффициента уплотнения. Показатель может меняться в зависимости от различных факторов. Приведенные в таблице цифры достаточно условные, но они позволяют рассчитать усадку больших объемов материала.

На значение коэффициента уплотнения влияют:

  • Особенности транспорта и способа перевозки
    Если материал транспортируют по выбоинам или железной дороге он уплотняется сильнее чем при перевозке по ровной трассе или морю
  • Гранулометрический состав (размеры, формы зерен, их соотношение)
    При неоднородном составе материала и наличии лещадных частиц (плоской или игловидной форм) коэффициент будет ниже. А при наличии большого количества мелких частиц – выше
  • Влажность
    Чем больше влажность, тем меньше коэффициент уплотнения
  • Способ трамбовки
    Если материал утрамбовывают вручную, он уплотняется хже, чем после применения вибрирующих механизмов
  • Насыпная плотность
    Коэффициент уплотнения напрямую связан с показателем насыпной плотности. Как мы уже сказали, в процессе трамбовки или транспортировки плотность материала меняется, так как становится меньше пустот между частицами. Поэтому насыпная плотность во время отгрузки в автомобиль на каьере и после прибытия к заказчику разная. Эту разницу можно высчитать и проверить как раз благодаря коэффициенту уплотнения.
    Подробнее об этом вы можете прочитать на странице Насыпная плотность сыпучих материалов

Также вы можете посмотреть конкретные показатели для следующих материалов:

  • Асфальт
  • Глина
  • Грунт
  • Керамзит
  • Отсев
  • ПГС
  • Песок
  • Скальный грунт
  • Уголь
  • Щебень

Коэффициент уплотнения – это важный показатель, помогающий узнать, сколько сыпучего материала заказывать. Он дает возможность проконтролировать, действительно ли вам привезли заказанный объем. Показатель нужно знать строителям при возведении зданий, чтобы правильно рассчитать нагрузку на основание.

Определение коэффициента уплотнения щебеночной подушки после уплотнения методом расклинцовки

gdenisn 15:12 24. 2014

Коллеги, прошу поделиться опытом!
ситуация вроде бы избитая, но однозначного ответа я так и не нашел. в проекте, что перешел к нам в офис, в чертежах на выполнение плиты силового пола по грунту написано следующее:

»
ПОД ВСЕМИ КОНСТРУКЦИЯМИ ВЫПОЛНИТЬ ЩЕБЕНОЧНУЮ ПОДУШКУ ТОЛЩИНОЙ 300*ММ (Kупл=0. 95). С ЛАБОРАТОРНЫМ КОНТРОЛЕМ КАЧЕСТВА УПЛОТНЕНИЯ. ДЛЯ ЩЕБЕНОЧНОЙ ПОДУШКИ ПРИНЯТЬ ЩЕБЕНЬ ФРАКЦИИ 40-70 С ДОБАВЛЕНИЕМ ЩЕБНЯ ФРАКЦИИ 5-20 В ПРОПОРЦИИ 85:15. МАРКА ЖЕСТКОСТИ ЩЕБНЯ М 600. ТРАМБОВАНИЕ ВЫПОЛНЯТЬ С РАСКЛИНЦОВКОЙ

и всё бы ничего, но с площадки пришел вопрос: «а каким это способом мы должны определять коэффициент уплотнения для щебня?»
в СП 45. 133330. 2012 п. 7 написано:
»
7. 1 В проектах насыпей (рабочем и производства работ Offtop: то есть ППР, а его нам не предоставили) включая: насыпи подъездных путей, автомобильных и железных дорог, дамб, планировочных насыпей, внутрихозяйственных сетей и т. , а также обратных засыпок котлованов, траншей должны быть указаны;
размеры в плане и по высоте насыпей и обратных засыпок в целом и отдельных их участков с различными: размерами по высоте (через 2 — 4 м); нагрузками на поверхность уплотненного грунта; видами отсыпаемых грунтов;
требуемая степень уплотнения грунтов для однородных по виду и составу грунтов — плотность в сухом состоянии pd, а разнородных — коэффициент уплотнения kcom; — Offtop: а в проекте и указан 0. 95
рекомендуемые технологические схемы, типы и виды оборудования для отсыпки и уплотнения отсыпаемых грунтов;
толщина отсыпаемых слоев грунтов для каждого вида грунтоуплотняющего оборудования и заданной степени уплотнения грунтов;
требования по подготовке поверхности (основания) насыпи и обратной засыпки;
рекомендации по выполнению опытного уплотнения грунтов в лабораторных и полевых условиях (приложение Г);
требования по проведению геотехнического мониторинга.

2 Для выполнения насыпей и обратных засыпок, как правило, следует использовать местные крупнообломочные, песчаные, глинистые грунты, а также экологически чистые отходы промышленных производств, аналогичные по виду и составу грунтам природного происхождения, отвечающие требованиям приложения М. По согласованию с заказчиком и проектной организацией принятые в проекте грунты для выполнения насыпей и обратных засыпок при необходимости могут быть заменены.

вот и получается, что, вроде бы, стандартные методы по определению коэффициента уплотнения есть, но реально для таких фракций щебня они не применимы. в приложении Г есть ссылка на ГОСТ 22733-2002
но стандартными методами по ГОСТ 22733-2002, на мой взгляд, не определить. это всё таки щебень-грунт не связный, достаточно крупной фракции (в ГОСТ описывается наковальня диаметром всего 100мм. )
подрядчики упираются и ссылаются на СП 78. 13330. 2012 п. 28:

»
10. 28 При устройстве щебеночных, гравийных, шлаковых оснований, покрытий и мостовых следует дополнительно к 4. 11 контролировать:
не реже одного раза в смену — влажность щебня и пескоцементной смеси по ГОСТ 8269. 0 и ГОСТ 5180, а прочность пескоцемента по ГОСТ 23558;
постоянно визуально — качество уплотнения, соблюдение режима ухода;
постоянно визуально — качество укладки геосинтетических материалов (сплошность прослойки и отсутствие складок) и размер нахлеста полотен. 29 Качество уплотнения щебеночных, гравийных и шлаковых оснований и покрытий следует проверять контрольным проходом катка массой 10 — 13 т по всей длине контролируемого участка, после которого на основании (покрытии) не должно оставаться следа и возникать волны перед вальцом, а положенная под валец щебенка должна раздавливаться

но я с таким методом определения коэффициента уплотнения не согласен, так как им определяется качество работ и не гарантируется коэффициент уплотнения

Offtop: хотя они друг с другом и связаны
в общем, самый главный вопрос из всего вышеописанного
какой существует нормативно аргументированный метод полевого Offtop: или лабораторного, если таковой имеется определения коэффициента уплотнения ЩЕБНЯ.

Tyhig 00:59 25. 2014
#2

Немного плаваю в вопросе, только имхо. Думаю, что вроде получается и никак. Подрядчик прав. Стандартный способ не подходит при дополнительном уплотнении поверхностного слоя (как я понимаю тут уплотняется только верхний слой). Но при этом ничто не мешает проверить уплотнение нижних слоёв. Покрытие, да никак. А ниже можно. Подрядчик обязан уплотнять и проверять каждый слой. Получается кроме верхнего.

На форуме есть специалист в том числе по приёмке покрытий дорог, но она редко заходит. И только в ветку про автодороги.

gdenisn 07:58 25. 2014
#3

плохо дело. но здравый смысл всё равно должен преобладать. как я рассуждаю:
представим идеализированную ситуацию. щебень высыпали из самосвала и разровняли по поверхности площадки без доп. уплотнения. если пустить по этому щебню каток, горизонтальная поверхность щебня чуть-чуть осядет = уплотнится. то есть, камни (щебень) в составе насыпи поменяют свою ориентацию в пространстве и «заполнят пустое пространство» в этой насыпи. далее на эту насыпь высыпать щебень чуть меньшей фракции при помощи специальной техники «расклинцевать» уже уложенный щебень. то есть, мелкие фракции щебня вновь заполнят пустоты в более крупной фракции и поверхность вновь незначительно осядет = уплотнится, относительно того, если бы не «расклинцовывать».

в моем понимании, все-таки, расклинцовка это тоже самое уплотнение, заполнение пустот в крупной фракции более мелкой фракцией. суть-то не меняется. это физически то же самое уплотнение, только «песчинки» немного больше, чем у грунта в традиционном представлении.

кроме того, интернет кишит предложениями по определению коэффициента уплотнения с применением каких-то мобильных устройств. типа привезли, поставили на щебень, он несколько раз ударил, как отбойный молоток и аналогично отказу сваи выдал результат о коэффициенте уплотнения.

но нормативного документа, подтверждающего возможность такого определения этого коэф. уплотнения я не смог найти. наставьте на путь истинный, товарищи, запутался совсем.

1) щебень всё-таки уплотняется. пусть и не в привычном понимании процесса уплотнения грунта/песка, но все таки уплотняется. пусть это будет расклинцовка. 2) что такое коэффициент уплотнения грунта? это отношение требуемой плотности грунта на строй. площадке к максимально возможной плотности, достигаемой в лаборатории с применением спец. прибора (СП 45. 13330. 2012 п. 9 и ГОСТ 22733-2002 — описание прибора и метода лабораторного определения предельной плотности)
3) есть ГОСТ 8269. 0-97. «Щебень и гравий из плотных горных пород и отходов промышленного производства для строительных работ. Методы физико-механических испытаний». в этом ГОСТе есть приложение А — таблица. а в ней есть пункты:

— Определение истинной плотности горной породы и зерен щебня (гравия)
— Определение средней плотности и пористости горной породы и зерен щебня (гравия)
— Определение насыпной плотности и пустотности щебня (гравия)

то есть, есть ГОСТ по определению физических характеристик щебня. (ГОСТ 8269. 0-97), но в нем нет такого пункта, как максимальная плотность. наиболее подходящий контролируемый показатель, это средняя плотность, которую можно принять за максимальную плотность и отталкиваться от нее при уплотнении. но это, наверняка неправильно. на сайте, что указан выше по тексту, делают примерно то же самое, только прибор у них описан свой. и методика не соответствует какому-либо нормативному документу.

так что, вопрос по-прежнему остается отрытым. какой ГОСТ или СНиП регламентирует процедуру определения максимальной плотности щебеночной подушки для определения расчетного коэффициента уплотнения этой подушки на площадке.

Вовик 13:14 25. 2014
#4

А чем «рекомендации по выполнению опытного уплотнения грунтов в лабораторных и полевых условиях (приложение Г); » то Вас не устроило?

gdenisn 13:20 25. 2014
#5

согласно рекомендаций приложения Г необходимо в первую очередь взять пробы грунта (в данном случае — щебня) и в лабораторных условиях определить максимальную плотность грунта (в данном случае щебня). то есть, насколько этот грунт реально уплотнить в идеальных, лабораторных условиях. это и будет 1. (на площадке необходимо обеспечить 0. 95)
опять же, в данном случае, у нас щебень с фракцией 40-70мм. крайне сложно в лабораторных условиях осуществить уплотнение такого грунта. кроме того в ГОСТе, на который имеется ссылка в этом самом приложении Г сразу на первой же странице указано:
«Стандарт не распространяется на органо-минеральные и органические грунты и грунты, содержащие частицы крупнее 20 мм. »
засада

Вовик 13:28 25. 2014
#6

думается мне Вы коэффициент уплотнения с пористостью путаете.

—— добавлено через ~7 мин. ——
Коэффициент уплотнения — это же, говоря простым языком, сжимаемость грунта. в природном залегании (или как-то они там называют — карьерном разрезе кажется) она равна 1. А после уплотнения получается должно может давать осадку на 5% больше. Поэтому и на площадке определяют нагружением, забивкой свай и тд и тп. компрессионными испытаниями так сказать.

—— добавлено через ~14 мин. ——
Вот что нашел:
КОЭФФИЦИЕНТ КОМПРЕССИЙ (УПЛОТНЕНИЯ, СЖИМАЕМОСТИ) ГРУНТА — величина, показывающая степень сжимаемости при невозможности бокового расширения грунта. Определяется по данным компрессионных испытаний грунта. А испытания получается бывают лабораторные и не лабораторные.

—— добавлено через ~37 мин. ——
Image

—— добавлено через ~39 мин. ——
Image

—— добавлено через ~47 мин. ——
Кроче в сухом остатке коэффициент уплотнения — это изменение пористости (за счет ее и получается осадка) от приращения наргузки, но по отношению к насыпному грунту, ане к частично уплотненному. если график доделаю то выложу.

gdenisn 14:21 25. 2014
#7

Сообщение от Вовик:
думается мне Вы коэффициент уплотнения с пористостью путаете.

мимо. СП 45. 13330. 2012, п

9 Опытное уплотнение грунтов насыпей и обратных засыпок следует производить при наличии указаний в проекте, а при отсутствии специальных указаний — при объеме поверхностного уплотнения на объекте 10 тыс. м3 и более. В результате опытного уплотнения должны быть установлены:

а) в лабораторных условиях по ГОСТ 22733:
— максимальные значения плотности уплотненных грунтов rdmax;
— оптимальная влажность wopt, при которой достигается максимальные плотности rdmax;
— допустимые диапазоны изменения влажности уплотняемого грунта Dw и соответственно значения показателей А и В по таблице 7. 1, при которых достигаются заданные коэффициенты уплотнения kсоm для всех видов применяемых грунтов;
— величины плотностей rd уплотненных грунтов

rd = rdmax*kcom, при заданных значениях kcom, или наоборот значения коэффициентов уплотнения уплотненных грунтов при заданных значениях kcom = rd/rdmax. »
rd и rdmax это плотности грунтов , которая должна быть получена на площадке и плотность грунта максимальная, полученная в лаборатории. то есть, коэффициент уплотнения это отношение плотности, достигнутой на строй. площадке к предельно возможной плотности

Сообщение от Вовик:
Коэффициент уплотнения — это же, говоря простым языком, сжимаемость грунта. в природном залегании (или как-то они там называют — карьерном разрезе кажется) она равна 1. А после уплотнения получается должно может давать осадку на 5% больше. Поэтому и на площадке определяют нагружением, забивкой свай и тд и тп. компрессионными испытаниями так сказать.

нет. коэффициент уплотнения, к сожалению, как оказалось, это не коэффициент от объема грунта в естественном залегании после его уплотнения. а совсем другая величина. иными словами, грунт в природном залегании далеко не всегда находится в предельно плотном состоянии и его можно уплотнить еще.

генплан 14:51 25. 2014
#8

Имхо. Может не стоит применять коэффициент уплотнения грунта к щебню
Щебень (ГОСТ) ведь самостоятельный строительный материал и не является грунтом фактически или я ошибаюсь?

Вовик 14:53 25. 2014
#9

Сообщение от gdenisn:
коэффициент уплотнения это отношение плотности, достигнутой на строй. площадке к предельно возможной плотности

—— добавлено через ~1 мин. ——

Сообщение от генплан:
Имхо. Может не стоит применять коэффициент уплотнения грунта к щебню
Щебень (ГОСТ) ведь самостоятельный строительный материал и не является грунтом фактически или я ошибаюсь?

В СП же написано — уплотнять насыпь, а насыпь из щебня.

gdenisn 14:57 25. 2014
#10

я про пористость не сказал ни слова. прочитайте методику определения коэффициента уплотнения предельной плотности по ГОСТ 22733 и что есть коэффициент уплотнения грунта согласно СП 45. 13330. мне кажется, мы говорим о разный вещах

Сообщение от генплан:
ебень (ГОСТ) ведь самостоятельный строительный материал и не является грунтом фактически или я ошибаюсь?

Грунт (нем. Grund — основа, почва) — горные породы, почвы, техногенные образования, представляющие собой многокомпонентную и многообразную геологическую систему и являющиеся объектом инженерно-хозяйственной деятельности человека. обвините меня в буквоедстве. но по моему мнению щебень это тоже грунт. в конце концов щебень используют как искусственное основание = искусственный грунт при замене, например, пучинистых или набухающих грунтов

Вовик 14:57 25. 2014
#11

Коэффициент компрессии (уплотнения, сжимаемости) определяется по данным компрессионных испытаний по формуле
Image
где e1 — коэффициент пористости грунта при давлении P1, е2 — коэффициент пористости грунта при давлении P2. Словарь по гидрогеологии и инженерной геологии. — М. : Гостоптехиздат. Составитель: А. Маккавеев, редактор О. Ланге. 1961.

gdenisn 15:02 25. 2014
#12

Сообщение от Вовик:
Коэффициент компрессии (уплотнения, сжимаемости) определяется по данным компрессионных испытаний по формуле

ваши слова безусловно верны. но нужно оперировать понятиями из самих документов. так в СП 45. 13330 п. 9 вполне однозначно написано, что есть коэффициент уплотнения:. при которых достигаются заданные коэффициенты уплотнения kсоm Offtop: то есть kсоm это и есть коэф. уплотнения, для всех видов применяемых грунтов;
и дальше приведена формула kcom = rd/rdmax. где rd и rdmax это плотности грунтов , которая должна быть получена на площадке и плотность грунта максимальная, полученная в лаборатории. и rdmax определяется согласно ГОСТ 22733.

Вовик 15:05 25. 2014
#13

Сообщение от gdenisn:
но нужно оперировать понятиями из самих документов

gdenisn 15:09 25. 2014
#14

Сообщение от Вовик:
почему?

потому что коэффициент уплотнения согласно вашему определению расходится с определением самого СП. и фигурируют другие понятия и формулы.

Вовик 15:19 25. 2014
#15

и шо? сути то это не меняет никак. механикак грунтов как была механикой грунтов так и осталась. а чтобы не быть голословным:

—— добавлено через ~4 мин. ——
В принципе все те же методы описаны в Приложении Г, прессуют-нивелируют.

—— добавлено через ~5 мин. ——
смотрят осадку.

gdenisn 15:28 25. 2014
#16

ну да. а теперь надо отправить ссылку подрядчику, который уже принципиально не хочет выполнять лабораторную оценку коэффициента уплотнения грунта. только потому, что нет «законных» методов определения этого коэффициента для щебня.

ГОСТ, СНиП, СП, РД. да хоть ФЗ. где было бы написано о том, как определить этот Купл=0. продолжаем флудить?

Вовик 16:18 25. 2014
#17

Дак так бы сразу и сказали что одни не хотят идти в лабораторию а вторым нужна бумажка от Путина за подписью Путина что они делают все правильно ибо никто не хочет брать на себя ответственность. песочком тогда отсыпайте, с цементацией. время только на зря убил. Как говорит один мой знакомый «Это ты прокурору будешь рассказывать что по СНиПу этого делать не надо было. »
ГОСТ 8269. 0-97 ЩЕБЕНЬ И ГРАВИЙ ИЗ ПЛОТНЫХ ГОРНЫХ ПОРОД И ОТХОДОВ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА ДЛЯ СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ МЕТОДЫ ФИЗИКО-МЕХАНИЧЕСКИХ ИСПЫТАНИЙ

Вопрос стоял следующим образом:

Сообщение от gdenisn:
но с площадки пришел вопрос: «а каким это способом мы должны определять коэффициент уплотнения для щебня?»

Делается это по одному из методов Приложения Г «

уплотнение грунтов» СП 45. 1333

А его не надо определять, он уже определен. и равен 0. а точнее должен быть 0. А определить надо плотность грунтового основания на месте по одному из методов СП 45. 1333 (тоже что и в ВСН 55-69 ), и раз уж пошла такая пьянка то и акты составлять на эти вещи надо, об этом в общих данных должно быть написанно. А потом делить и должно получиться 0,95. а точнее 0. А плотность щебня можно и стандартную взять где нибудь. а вообще должна с документами на щебень идти.

А вот как делается:

Сообщение от gdenisn:
С ЛАБОРАТОРНЫМ КОНТРОЛЕМ КАЧЕСТВА УПЛОТНЕНИЯ.

— вот это уже вопрос к автору писания. По логике хотите испытать чистый щебень, потом закатать и уплотнить, а потом опять откопать и опять испытать. но грунтик то у вас уже не однородный будет, да и после отбора проб уплотненного грунта сами догадайтесь что получите, думается мне что тот же самый щебень только разуплотненный. поэтому и определяется опытным путем по на месте, с контролем уплотнения (нивелируют, камазики загоняют, катки).

—— добавлено через ~6 мин. ——

Сообщение от gdenisn:
в общем, самый главный вопрос из всего вышеописанного
какой существует нормативно аргументированный метод полевого Offtop: или лабораторного, если таковой имеется определения коэффициента уплотнения ЩЕБНЯ.

или это был главный вопрос. я уже запутался.

—— добавлено через ~9 мин. ——
Все проблемы они от этого:

Сообщение от gdenisn:
С ЛАБОРАТОРНЫМ КОНТРОЛЕМ КАЧЕСТВА УПЛОТНЕНИЯ.

И вот от этого:

Сообщение от gdenisn:
ЩЕБЕНЬ ФРАКЦИИ 40-70 С ДОБАВЛЕНИЕМ ЩЕБНЯ ФРАКЦИИ 5-20 В ПРОПОРЦИИ 85:15. МАРКА ЖЕСТКОСТИ ЩЕБНЯ М 600.

— или жесткость надо писать, или соотношение фракций.

—— добавлено через ~9 мин. ——
ну и конечно.

Tyhig 17:27 25. 2014
#18

ТС
Стормозил. Есть некие рекомендации для крупнообломочных грунтов. Там крупность больше, но это не обязательная норма. Способ уже не помню, вроде бы что-то с геодезией связанное, по осадке насыпи. Может вру. В любом случае это левая советская методика, которая должна была быть в ТЗ подрядчику, если там нет, то не должен её делать. И вообще это для других насыпей, не для вас.

Я не понял, вы чего не поняли ?
У вас расклинивание верхнего слоя в 2-4 щебенины. Вы это понимаете ? Или не понимаете ?
Проблема не только в том что нет метода, а в том, что метод невозможно создать. Подрядчик почти прав, вы почти не правы. Уплотнение верхнего слоя определяется качественно по СНиП (крошением щебня, волнами и т. ), уплотнение нижних слоёв количественно (испытаниями). Нестандартную методику для количественной оценки должен был предоставить подрядчику заказчик. Да, с этими методиками в РФ всё плохо. Поэтому обычно принимается СТП/СТО внутри заказчика или подрядчика, в котором используются зарубежные методы определения плотности щебня. Эти методики и приборы уже есть, иглы просто чуть тяжелее и графики чуть другие вот и всё, но до наших обязательных норм они пока не дошли.

И вы упустили ещё один ГОСТ на иглу/грузы (испытания на месте). Там вроде больше были размеры куска щебня, не 2 см.

gdenisn 08:35 26. 2014
#19

Сообщение от Вовик:
Делается это по одному из методов Приложения Г «Опытное уплотнение грунтов» СП 45. 1333

или я не могу внятно объяснить, в чем здесь парадокс, или вы меня не понимаете. читая приложение Г вышеуказанного СП можно увидеть описание процедуры по уплотнению грунтов. или не процедуры. не важно. но читая внимательно можно увидеть следующее.

Image
1)щебень, что привезут на стройплощадку, не имеет данных о своей максимальной плотности уплотнения. по ГОСТ нормируются иные показатели щебня. прочитайте ГОСТ на щебень внимательно (выдержка из ГОСТ есть в посте №3). то есть, эту самую максимальную плотность уплотнения необходимо сначала определить. 2) эту самую плотность максимального уплотнения предлагается определять по ГОСТ 22733. то есть, в случае с грунтом/песочком, берут ведро песка. везут в лабораторию. высушивают его. укладывают в прибор по определению максимальной плотности уплотнения. строго определенное количество раз сбрасывают на него грузик строго определенной массы со строго определенной высоты. и какими-то формулами определяют полученную плотность, до которой этот самый песочек/грунт уплотнился. и называют эту плотность никак иначе, кроме как максимальная плотность уплотнения грунта
3) теперь, зная этот фантастический параметр грунта, можно разработать технологию уплотнения. количество проходок, массу трамбовок и прочее
4) выполняется уплотнение грунта/песочка и контролируется
— либо плотность, которая должна быть равна заданной плотности, которая в свою очередь равна 0. 95*»максимальной плотности уплотнения», которая определена в лаборатории
— либо коэффициент уплотнения (0. 95), который равен отношению полученной плотности уплотнения на площадке к максимальной плотности уплотнения, полученной в лаборатории
методики контролирования данных параметров для грунта/песочка есть и никого не смущают. но вот со щебеночкой другая история. подобные параметры для щебеночки не определяются ГОСТами или СНиПами РФ. надеюсь, в этот раз я понятно объяснил парадоксальность ситуации и наших норм?

Сообщение от Tyhig:
Проблема не только в том что нет метода, а в том, что метод невозможно создать.

Сообщение от Tyhig:
У вас расклинивание верхнего слоя в 2-4 щебенины.

тут тоже спорно. мне кажется, если под щебнем грунт «жидкий», то расклинивающий слой щебня вполне может заполнить слой крупного щебня на всю толщину. но, об этом не будем спорить, это не так важно. важно то, что эти параметры вполне можно контролировать и многие лаборатории это выполнить в состоянии, и то, что требовать контролирования этого параметра для щебня я не имею права, так как нет документа, позволяющего мне это требовать. как и сказал Вовик

Сообщение от Вовик:
нужна бумажка от Путина за подписью Путина

Вовик 10:11 26. 2014
#20

ну допустим щебень якобы не имеет

Сообщение от gdenisn:
данных о своей максимальной плотности уплотнения

определяется на предприятии потребителе

и геологоразведке
— насыпную плотность и пористость — определяется в при переодическом контроле на предприятии изготовителе и

при входном контроле на предприятии потребителе

Вот пожалуйста основные характеристики плотсноти щебня (гравия). как же по вашему без таких важных данных вся наша ЖБ промышленность существуе. нелогично же. Я бы взял среднюю. ибо до истинной плотности уплотнить они не смогут. а насыпная плотность — это насыпная плотность)

Щебень для дорожного строительства

Щебень — основа современного дорожного строительства. Этот прочный материал используют при возведении практически любой дороги: от создания скоростной трассы М-12 Москва — Казань до укладки грунтовой дороги в небольшом садоводстве. При этом, щебень применяется как в качестве одного из компонентов смеси, необходимой для создания дорожного полотна, так и в качестве материала из которого полностью состоит слой покрытия или основания дороги.

Щебень — это гранулированный сыпучий материал c размером зерен от 5 мм, получаемый в результате дробления горных пород, использования остатков промышленного производства или переработки бетонных изделий и конструкций. При возведении дорог применяют широкий диапазон размеров зерен щебня, наибольший из которых достигает 120 мм.

Какой бывает щебень?

В дорожно-строительной отрасли применяют три основных вида щебня. Их получают путем дробления:

  • Горных пород на карьерах;
  • Шлаков металлургического и химического производства;
  • Бетона и железобетона, при разрушении старых сооружений.

Самый прочный и часто используемый каменный материал — это щебень, полученный в результате добычи и дробления осадочных, изверженных и метаморфических горных пород. В этом случае для производства щебня разрабатывают карьер, где огромные глыбы ископаемых ресурсов подвергают воздействию взрывчатки. После образования крупных обломков необходимой породы, их отправляют на линию дробления, а затем — на виброгрохот для разделения щебня по фракциям. В качестве агрегатов, раскалывающих материал на зерна меньшей величины, служат щековые, конусные, роторные и другие виды дробилок.

Разработка карьеров позволяет обеспечить дорожное строительство гранитным, диабазовым и гравийным щебнем. Добычу этих материалов осуществляют на щебеночных заводах и предприятиях, крупнейшие из которых находятся в Ленинградской, Свердловской, Смоленской, Челябинской, Волгоградской и Ростовской областях.

Шлаковый щебень получают путем дробления и рассеивания шлаков, которые представляют собой остатки продуктов производства стали и чугуна или сжигания углей на тепловых электростанциях. Данный вид щебня допускается применять без ограничений в качестве заполнителя при создании асфальтобетонных и щебеночно-мастичных (ЩМА) смесей, приготовленных по системе проектирования «Superpave». На «Евроасфальт» же действуют определенные ограничения. Так, шлаковый щебень не может быть использован в качестве компонента асфальтобетонной смеси, необходимой для укладки верхнего слоя дороги с тяжелыми условиями движения транспорта. А применение ЩМА-смесей с таким видом материала в целом не предусмотрено.

Щебень из дробленого бетона — это материал, полученный из дробленных частей бетонных и железобетонных конструкций, образованных в результате демонтажа строительных объектов. Данный вид щебня не применяют в качестве компонента при создании асфальтобетонной смеси и готовой смеси для оснований, обработанных органическими или неорганическими вяжущими материалами, но используют при изготовлении тяжелого бетона, необходимого при устройстве верхнего слоя покрытия или слоя основания при возведении жестких дорожных одежд.

Фракции щебня

В зависимости от конкретного карьера и предприятия щебень разрабатывается и поставляется в разных фракциях. К примеру, один из заводов в Карелии реализует каменный материал следующих диапазонов: 5—20 мм, 20—40 мм, 25—60 мм, 40—70 мм. Этого вполне достаточно, чтобы производить большинство видов смесей для создания оснований и покрытий дорожной одежды в соответствии с требованиями национальных стандартов.

Так, ГОСТы на щебень из горных пород и шлаковый щебень, определяют использование для автомобильных дорог следующих фракций (в миллиметрах):

  • 4,5—5,6;
  • от 5,6—8;
  • от 8—11,2;
  • от 11,2—16;
  • от 16—22,4;
  • от 22,4—31,5;
  • от 31,5—45;
  • от 45—63.

В стандартах также указано, что по согласованию с производителем возможен выпуск щебня с размерами от 63 до 90 мм. Более того, допускается расширение диапазонов фракций:

  • от 4—8 мм;
  • от 8—16 мм;
  • от 16—31,5 мм;
  • от 31,5—63 мм.

Щебень из дробленого бетона, в соответствии с ГОСТом, поставляется в виде отдельных фракций (в миллиметрах):

  • 5—10;
  • от 10—20;
  • от 20—40;
  • от 40—80.

Также в документе указано, что возможно использование смеси фракций с размерами зерен от 5 до 20 мм и от 5 до 40 мм. По договоренности с производителем допускается выпуск щебня в других диапазонах отдельных фракций или их смесей.

Щебень для автомобильных дорог

Применение щебня в реализации строительных объектов способствует увеличению срока службы покрытия, повышению прочности основания и укреплению грунтов автомобильной дороги. Таким образом, гранулированный каменный материал является необходимым компонентом при возведении нежестких и жестких (с использованием монолитного цементобетона или железобетонных плит) дорожных одежд.

Конструкция дороги определяется с учетом будущей интенсивности движения по ней, нагрузки от транспорта, климатических и грунтово-гидрологических условий, санитарно-гигиенических норм, а также доступности поставок необходимых материалов к месту строительства объекта, — все это создает предпосылки для предъявления к щебню различных требований по:

— гранулометрическому составу;

— содержанию зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы;

— содержанию дробленых зерен в щебне из гравия;

— сопротивление дроблению и износу;

— содержанию зерен слабых пород;

— содержанию пылевидных и глинястых частиц;

— содержанию глины в комках;

— удельной эффективной активности естественных радионуклидов;

— устойчивости структуры зерен против распадов;

— содержанию вредных компонентов и примесей;

— содержанию органических примесей;

— сопротивлению истираемости по показателю микро-Деваль.

При возведении нежестких дорожных одежд щебень применяется

  • SMA-8 — 8 мм;
  • SMA-11 — 11,2 мм;
  • SMA-16 — 16 мм;
  • SMA-22 — 22,4 мм.
  • SP-4 — 4 мм;
  • SP-8 — 8 мм;
  • SP-11 — 11,2 мм;
  • SP-16 — 16 мм;
  • SP-22 — 22,4 мм;
  • SP-32 — 31,5 мм.
  • для создания слоя покрытия — 31,5 мм. Содержание фракций зерен крупнее 22,4 мм не должно превышать 15%.
  • для создания слоя основания — 45 мм. Наличие фракций зерен больше 31,5 мм не должно превышать 15%.
  • В качестве компонента ЩГП-смеси, обработанной неорганическими вяжущими — слое основания. Максимальный размер зерен щебня в этом случае аналогичен требованиям к щебню при создании смеси с органическим вяжущим, но лабораторный образец из такой смеси должен соответствовать марке 60, то есть иметь прочность на сжатие не менее 6 МПа и прочность на растяжение при раскалывании не менее 0,6 МПа.
  • В щебеночно-гравийно-песчаной смеси в конструкциях дорожных одежд с основаниями из неукрепленных материалов. В этом случае ЩГП-смесь применяют как один из слоев основания с наибольшей величиной фракций щебня, равной 90 мм.
  • В нижнем слое основания, где используется фракционный щебень с размером зерен от 31,5 до 63 мм, устроенный по способу заклинки, расклинцованный мелким щебнем или асфальтобетонной смесью, асфальтогранулятом или цементно-песчаной смесью.
  • В качестве первых двух слоев покрытия дорог 3-й и 4-й категории облегченного типа. Предельный размер фракций щебня — 20 мм.

Отдельно стоит отметить, что при производстве асфальтобетонной смеси по методу проектирования «Евроасфальт», максимальная величина щебня составляет

  • для смеси А5 — 5,6 мм;
  • А8 — 8 мм;
  • А11 — 11,2 мм;
  • А16 — 16 мм;
  • А22 — 22,4 мм;
  • A32 — 31,5 мм.

При возведении жестких дорожных одежд щебень применяется

  • В качестве одного из компонентов смеси для производства тяжелого бетона с классом прочности на растяжение при изгибе Btb 4,4 — верхнем слое покрытия. Наибольшая крупность зерен щебня равна 20 мм.
  • В составе смеси для приготовления тяжелого бетона с классом прочности на сжатие B7,5 — слое основания. Предельная величина зерен в этом случае составляет 40 мм.
  • В щебеночно-песчаной смеси или в слое, состоящем только из щебня — слоях основания. Максимальный размер щебня — 120 мм. В случае создания слоя только из щебня используется способ заклинки, при котором к основному диапазону фракций добавляют более мелкий. К примеру, для фракций зерен с размером 80-120 мм, применяют щебень 5-20 и 20-40 мм (или смесь фракций 5-40 мм).
  • В щебеночно-песчаной смеси, обработанной цементом — верхнем слое основания. Наибольший размер зерен щебня — 45 мм.
  • В щебеночно-мастичной асфальтобетонной смеси — верхнем слое покрытия. Предельный размер фракции щебня для смесей, приготовленных методами проектирования «Superpave» и «Евроасфальт» идентичен: 8 мм, 11,2 мм, 16 мм, 22,4 мм.
  • В асфальтобетонных смесях, произведенных по системам «Superpave» и «Евроасфальт» — нижних слоях покрытия и верхних слоях основания. Максимальный размер фракций щебня в этом случае полностью соответствует размерам фракций для смесей, используемых при возведении нежестких дорожных одежд.

При производстве литого асфальтобетона, который используют для устройства покрытий дорог, мостов, тоннелей, а также выполнения ямочного ремонта, применяют только щебень из горных пород. В зависимости от типа смеси и асфальтобетона, наибольший размер щебня составляет:

  • для ЛА-4 — 4 мм;
  • ЛА-8 — 8 мм;
  • ЛА-11 — 11,2 мм;
  • ЛА-16 — 16 мм.

Для создания дорог высокого качества необходимо с вниманием подходить к использованию материалов для их строительства, что было бы невозможным без создания и постоянного обновления государственных стандартов для дорожно-строительной отрасли.

ГОСТы на щебень для строительства дорог

Применение различного щебня для реализации строительных проектов регулируется государственными стандартами, которые образуют единые требования для разных этапов возведения дорог.

При работе со стандартами дорожно-строительной отрасли важно обратить на то, что некоторые из них являются предварительными, то есть обладают сроком окончания действия. К примеру, ПНСТ 390-2020 на проектирование нежестких дорожных одежд станет недействительным с 1 марта 2023 года, а ПНСТ 326-2019 на ЩГП-смеси, обработанные цементом, закончат свое действие уже летом этого 2022 года.

Компания NFLG производит полный спектр дробильно-сортировочного оборудования, необходимого для добычи и реализации нерудных материалов, а также для строительства, реконструкции и ремонта объектов транспортной инфраструктуры, в том числе: транспортных магистралей, мостовых переходов, путепроводных развязок и эстакад, транспортных и пешеходных тоннелей, набережных и других объектов.

Благодаря собственной производственной базе и ресурсам научно-исследовательского института компания NFLG выпускает до 500 дробильно-сортировочных комплексов в год

— стационарные дробильно-сортировочные комплексы;

— мобильные дробильно-сортировочные комплексы;

— дробилки для первой и второй стадий дробления, а также для получения кубовидного щебня.

В основе нашего оборудования используется более 730 запатентованных решений и механизмов. Более 20 лет компания NFLG является поставщиком комплексных решений в производстве нерудных материалов, начиная от дробления и сортировки сырья и заканчивая производством песка и сухих строительных смесей.

Сотрудничество с лидерами отрасли — компаниями Terex и Kemco, а также накопленный опыт дают 100% гарантию стабильной работы дробильной техники. На дробильно-сортировочном оборудовании NFLG установлены качественные комплектующие мировых брендов: Linde, Eaton, IFM, CAT, Perkins, Cummins, Mitsubishi, ABB, Schneider Electric, Siemens.

NFLG — залог поставок современного технологичного оборудования, созданного с применением инновационных научных подходов и вниманием к экологии.

Определение Ку в лабораториях или полевых условиях

Имея на руках проект с заданным коэффициентом уплотнения ПГС, песка или грунта, необходимо установить, соответствует ли фактическая плотность основания нужному значению. Для этого используются различные методики.

С помощью отбора проб

Этот способ наиболее точный, но не очень скоростной. Требуется участие лаборатории, поскольку на стройплощадках сложно организовать благоприятные условия для измерений.

Для опытов используются режущие кольца известного объема. Без нарушения структуры материала производится отбор проб и дальнейшее их взвешивание.

Отобранный в нескольких точках участка грунт упаковывается в герметичную тару и отправляется на исследование. После получения результатов взвешивания определяется зависимость плотности грунта от влажности и рассчитывается фактический коэффициент уплотнения в каждой точке отбора. После оценки степени подготовки грунта выносится решение о продолжении или прекращении работ по трамбовке грунта.

Динамическим плотномером (пенетромером)

Измерения применяются в качестве экспресс-метода, позволяющего оценить степень уплотнения основания в полевых условиях. Динамический плотномер представляет собой заостренный стальной стержень с ручкой и ударной площадкой. На нем подвижно закреплен груз определенной массы.

Плотномер устанавливается вертикально на основание. Затем груз поднимается и сбрасывается на ударную площадку. При этом стержень постепенно погружается в грунт. Количество ударов подсчитывается.

После того как наконечник полностью опустится ниже поверхности, по специальной таблице определяется коэффициент уплотнения. Если он меньше требуемого проектом, производится дополнительная трамбовка. Если Ку соответствует нужному значению, основание готово к дальнейшим работам.

Для уплотнения используются виброплиты, ручные и автоматические трамбовки. Чем ближе коэффициент Ку к единице, тем меньше в грунте пустот, соответственно выше плотность.

Электромагнитный метод

При таком способе плотность грунта на стройплощадке сравнивается с ранее установленной в лабораторных условиях. Измерения проводятся специальным прибором, инициирующий электрическое поле. Он передает электромагнитный импульс, который проходит через грунт и фиксируется датчиком, а по изменению значения определяется плотность.

https://youtube.com/watch?v=pA2xZqZ2pLM%3Ffeature%3Doembed

Для испытаний на участке выбирается не менее 5 точек, расположенных по принципу клеверного листа. Большую погрешность дают влажность, крупные твердые включения, неоднородность почвы. Измерения проводятся относительно долго по сравнению с другими вариантами, где результат можно получить за один сеанс.

Метод штампа

При этом способе определяется динамический модуль упругости грунта, который находится в прямой зависимости от его плотности. Прибор состоит из нагрузочной плиты, тензодатчика усилий, штанги с грузом и упругим элементом, акселерометра и электронного блока.

При сбрасывании груза на площадку он, благодаря силе упругости, возвращается в исходное положение. Параметры взаимодействия считываются и обрабатываются электронным блоком. По результатам испытаний определяется модуль упругости, деформации и нагрузка. Информация представляется в графическом или численном виде на дисплее. Плотномер может архивировать и отправлять данные в ПК, что создает предпосылки для более детальной обработки и планирования строительства.

Прямой метод замещения объема

Согласно стандарту ГОСТ 28514-90 плотность грунта может измеряться с помощью пескозагрузочного аппарата или цилиндра с резиновым баллоном. Перед испытаниями в лабораторных условиях определяется плотность песка, в опытах она будет образцом для сравнения.

https://youtube.com/watch?v=fc9o5D8Vyp8%3Ffeature%3Doembed

Для проведения испытаний на уплотненном основании выбирается лунка диаметром 100 мм. В нее из установленного сверху пескобака засыпается песок. Объем загрузки вычисляется по шкале на баке. Далее измеряется вес вынутого грунта. При известных параметрах среды (в данном случае песка) плотность грунта рассчитывается по формуле:

ρ=m*ρ0/m0, где ρ0 и m0 — плотность и масса песка, наполняющего лунку.

В методике с резиновым баллоном в качестве среды используется вода, которая заливается внутрь аппарата. Баллон помещается в вырытую лунку, заполняется водой. По количеству потраченной воды определяется объем грунта. Далее, измерив вес пробы, можно найти искомую плотность и коэффициент уплотнения.

Этот метод можно использовать, если количество твердых крупных частиц превышает 25%. Это щебеночные и гравийные основания, а также подушки из смесей ЩПС или ПГС.

Уплотнение грунта щебнем своими руками

Если вы собираетесь строить небольшой дачный дом, хозяйственное помещение, проложить дорожку в саду или выложить плиткой двор, вполне реально уплотнить грунт самостоятельно. Для более ответственных работ (строительства частного дома на 2 этажа, прокладки асфальтированной дороги) лучше позвать специалистов. Они проведут нужные расчеты, будут использовать специальную технику для трамбовки.

На крупных стройках перед началом работ берут образцы грунта. Для этого проделывают скважину на глубину промерзания (от 50-70 см до 1-2 м, в зависимости от региона). Полученный материал отправляют в лабораторию для определения плотности, вида и состава грунта. Также необходимо узнать, на каком уровне залегают грунтовые воды, нет ли на этом участке плавунов. После определения всех свойств грунта легче рассчитать количество щебня и степень необходимого уплотнения.

Обратите внимание, что даже при постройке частного дома лучше проконсультироваться со специалистами. Тогда вы будете уверены, что фундамент получится прочным и не осядет.

Дальше приступают к расчету глубины и площади фундамента. Подушка под ним должна быть на 200 мм шире. Если вы собираетесь укреплять грунт под дорожкой, укрепленная площадь грунта должна быть приблизительно такой же, как и у пешеходной зоны. Толщина слоя колеблется от 20-25 см до 0,5-1,5 м. Чем выше и тяжелее конструкция, тем больше щебня понадобится для уплотнения основания под ней.

Когда известен объем, который следует заполнить щебнем, переходят к расчету его количества. Лучше всего полученный результат закруглить в сторону большего значения.

Уплотнять грунт можно несколькими способами:

  • Ручным
  • Механическим

Описание методов вы найдете ниже по тексту.

Уплотнение грунта ручным методом

Ручное уплотнение применяется при укреплении грунта под небольшими хозяйственными постройками, дорожками, дворами, тротуарами. Его можно проводить самостоятельно, без помощи специалистов и с минимальными затратами на инструментарий.

Комплекс работ по ручному укреплению грунта состоит из нескольких этапов:

  • Выбора инструментов и материалов
  • Непосредственного уплотнения (технологии)

О каждом из них вы узнаете в продолжении статьи.

Инструменты и материалы

Для того, чтобы укрепить грунт, вам понадобятся:

  • Щебень
  • Лопата
  • Уровень
  • Специальное приспособление для трамбовки

Для трамбовки используют подручные материалы. Можно купить готовый инструмент. Он выглядит как тяжелая чугунная плита с деревянной рукояткой. Сделать такое приспособление можно и самостоятельно. Для этого берут длинный брус из дерева, снизу его подбивают листом стали, а сверху прикрепляют ручку.

Щебень засыпается в траншею и выравнивается лопатой. С помощью уровня проверяется, действительно ли поверхность горизонтальная, нет ли перекосов. Если слой камней должен быть больше 10 см, советуют засыпать их порциями и уплотнять каждую отдельно. Можно также смешивать материал с верхними слоями грунта.

Приспособление для трамбовки берут за ручку и с силой прессуют грунт со щебнем. Удары повторяют в одном месте несколько раз, пока грунт полностью не осядет. Затем переходят к следующему участку. Когда работа закончена, опять проверяют, ровная ли поверхность, и засыпают следующий слой.

Уплотнение грунта механическим методом

Если нужно укрепить грунт на большой площади или при закладке фундамента под дом, лучше воспользоваться механическими приспособлениями. Они позволят более качественно провести работу, процесс будет не таким утомительным.

После планировки механическое уплотнение грунта состоит из тех же этапов, что и ручное:

  • Подготовка инструментов
  • Уплотнение

Дальше мы распишем детально каждый пункт.

Для трамбовки при механическом методе уплотнения грунта необходимо приобрести или взять напрокат специальный инструментарий.

Существует несколько приспособлений:

  • Виброплита
  • Ручной каток

Виброплита (или вибротрамбовка) бывает разной массы. В домашних условиях чаще всего используют инструменты весом 60-120 кг.

По принципу действия виброплиты разделяют на:

  • Одномассные (колебания идут от всей поверхности плиты)
  • Двухмассные (вибрирует лишь нижняя часть, а верхняя создает дополнительное давление – на ней располагается двигатель)
  • Виброударные (грунт со щебнем утрамбовывается молотом, прикрепленным к основанию пружинами)

Работают виброплиты от электричества или двигателя внутреннего сгорания.

Ручной каток можно купить в специализированном магазине или изготовить самостоятельно. Во втором случае за основу берут трубу с диаметром 40-50 см и заполняют ее песком. Вес инструмента должен быть 100-200 кг. Через трубу можно пропустить крепкую веревку и тянуть самодельный каток за нее. Тогда труба будет прокручиваться и утрамбовывать грунт со щебнем собственным весом.

В готовый котлован или траншею засыпают щебень. Его можно укладывать и слоями, хотя механическим методом можно утрамбовать весь положенный объем сразу. Затем плиту включают, делают 2-3 прохода по поверхности щебня. Не забывайте проверять, ровно ли уложен материал. При необходимости можно засыпать еще одну порцию и снова пройтись с виброплитой или катком 2-3 раза. Заканчивают работу, когда грунт перестает проседать.

Важно отметить, что торф, плавуны и другие неустойчивые грунты уплотнять нельзя. Траншею делают такой глубины, пока не доберутся до более устойчивого основания (скалы, глины, суглинка). Уже после проводят одним из описанных методов уплотнение.

Уплотнение грунта щебнем – лишь один из вариантов. Кроме этого, можно уплотнить рыхлую поверхность и другими способами. Об этом – в последней части статьи.

Вы здесь

Главная » Блог » Дороги из щебня: быстро, надёжно, экономично

Дорога из щебня — бюджетный и простой вариант для объектов, где по ряду причин укладка асфальта невозможна. Если Ваш бюджет ограничен, а передвигаться по размытому грунту уже сил нет, обратите внимание на вторичный, известняковый и асфальтовый щебень.

Устройство дороги из этих видов щебня решит проблему транспортной доступности в частном секторе, дачных кооперативах, СНТ с минимальными финансовыми и временными затратами. А также в кратчайшие сроки позволит организовать подъезд спецтехники на стройплощадку и служебного транспорта на вахтовый объект.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *