Ямы на асфальте возле дома можно заделать и самостоятельно
Латание выбоин в асфальте привычная работа дорожных служб. Однако данный вид материала часто используют и для приусадебных участков. Нанимать дорожников для небольшого ремонта невыгодно.
Поэтому рассмотрим, что собой представляет технология ямочного ремонта асфальтобетонного покрытия, чтобы сделать все самостоятельно. На самом деле это не так уж и сложно.
Многие асфальтируют дорожки возле дома
Поэтому не будем рассматривать нереализуемые без специального оборудования способы. К тому же техника, рассчитанная на большие объемы работ, может и не разместиться на узких дорогах, ведущих к дому.
К тому же в случае когда, например, машина, выполняющая ямочный ремонт асфальтобетонных покрытий струйно инъекционным методом даже и сможет проехать к месту работ, разогревать емкость эмульсии для двух трех ям нецелесообразно.
Такие агрегаты просто не разместятся на многих участках возле дома
Использование специальной дорожной техники имеет смысл только тогда, если она заделает проблемные места в вашем дворе попутно, выполняя работы на автодороге или передвигаясь по ней. Но отметим, работы своими руками простейшими методами, даже если досконально выполнены требования, которые включает в себя технологическая карта на ямочный ремонт асфальтобетонного покрытия, все-таки не обеспечивают такого качества как более современные методы устранения дефектов с применением сложного оборудования.
Сначала дадим немного теории, чтобы потом были более понятны методы ремонта асфальтобетона.
- Что представляет собой асфальтобетон и почему на нем проявляются дефектыЗаполнителиХарактеристики и маркировка битумовПочему повреждается асфальт
- Заполнители
- Характеристики и маркировка битумов
- Почему повреждается асфальт
- Самостоятельный ремонт асфальтобетонных покрытийБез подготовки картРемонт методом пропиткиМетоды с нарезкой картПодготовка картУкладка смеси и заделка швов
- Без подготовки картРемонт методом пропитки
- Ремонт методом пропитки
- Методы с нарезкой картПодготовка картУкладка смеси и заделка швов
- Подготовка карт
- Укладка смеси и заделка швов
- Что нужно делать, чтобы ямочный ремонт был реже нужен
Что представляет собой асфальтобетон и почему на нем проявляются дефекты
Асфальт состоит заполнителей и битумного вяжущего. Для придания особых свойств в смесь могут добавляться модификаторы.
Внимание. Правильнее называть не асфальт асфальтобетон, так как асфальт это скорее природный материал, одна из разновидностей битума без заполнителей.
Месторождение природного асфальта
Немного подробнее о составляющих для асфальтных смесей.
Заполнители
Для изготовления асфальтобетона применяют обычный щебень
Песок тоже обычный
Это обычный песок и щебень, как и для бетона на основе цемента. Подбирают их состав по фракциям (размерам) так чтобы между заполнителями были минимум простого пространства. То есть промежутки между крупными камнями заполняются более мелкими между ними еще заполнитель еще более мелкий.
Для точного подбора существует математическая теория плотнейших упаковок. Иногда для более полного заполнения объема вводят молотый песок.
Асфальтобетон с более крупным заполнителем получается более твердым, но его поверхность трудно сделать идеально ровной, поэтому покрытие обычно укладывают в несколько слоев. Нижний — основной с крупными фракциями щебня, верхний — выравнивающий с меньшими или вообще на основе только песка.
Разрез дорожного покрытия со слоями из мелкозернистого и крупнозернистого асфальта
Как и для обычного бетона лучше выбирать дробленый щебень и песок из отсевов, чем округлый гравий и речной песок. Также не желательно наличие пыли и примесей, поэтому заполнители часто предварительно промывают.
Характеристики и маркировка битумов
Свойства асфальтобетона в первую очередь определяются свойствами вяжущего. Для изготовления смеси для асфальтобетонных покрытий чаще всего используют битумы нефтяные дорожные маркируемые БНД.
Приведем таблицу с характеристиками наиболее распространенных марок согласно ГОСТ 22245-90:
ПоказательМарки битума
БНД 200/300БНД 130/200БНД 90/130БНД 60/90БНД 40/60БН 200/300БН 130/200БН 90/130БН 60/90
Глубина проникания иглы Ø 0,1 миллиметр при 25 °С, мм201-300131-20091-13061-9040-60201-300131-20091-13060-90
Глубина проникания иглы Ø 0,1 миллиметр при 0 °С, мм не менее453528201324181510
Температура размягчения по методу кольцо — шар, °С, не ниже354043475133384145
Растяжимость, миллиметров, не менее: при 25 °С—700650550450—800800700
Растяжимость, миллиметров, не менее: при 0°С200604035—————
Температура хрупкости, °С, не больше-20-18-17-15-12-14-12-10-6
Температура вспышки, °С, не ниже220220230230230220230240240
Изменение температуры размягчения после прогрева/С, не большее765558766
Поясним, как замеряют показатели:
Пенетрометр установка для испытания на проникание иглы
Определение температуры размягчения
- растяжимость при температуре — образцы определенной формы растягивают до разрыва;
- температура хрупкости — определяют, при какой температуре на образце битума, нанесенном на металлическую пластинку, появляются трещины при ее сгибании;
- температура вспышки — температура, при которой пары битума над поверхностью могут вспыхнуть (но не устойчиво гореть).
Как видите, марка битума определяется проникновением в него иглы при двадцати пяти градусах это самая важная характеристика. Чем меньшее это проникновение (два числа через дробь после аббревиатуры БНД в маркировке) тем более прочный получается асфальт из него.
Однако такой материал, сделанный на основе битума с небольшим проникновением иглы, получается более хрупким при отрицательных температурах и поэтому более склонен к образованию трещин, а затем выбоин. Поэтому стараются найти оптимальное решение, исходя из нагрузки на дорогу и климата. К тому же более прочный битум менее вязкий и требует большего разогрева и более интенсивного перемешивания при приготовлении асфальта из него, что увеличивает затраты на производство смеси.
Почему повреждается асфальт
Известные всем выбоины
Дефекты на покрытии вызываются разными причинами, перечислим их:
Выбоина на продавленном месте
Возле дома такие проблемы часто возникают в местах установки контейнеров для мусора.
Повреждение из-за просадки основания
Также смещение основания может быть вызвано циклами замерзания оттаивания грунта.
Повреждение из-за смещения грунта
Корни дерева поднимают асфальт
Росток пробивает асфальт
Совет. Особенно опасны растущие рядом тополя у них мощная корневая система, уходящая на десятки метров от ствола. Падающая с листьев влага тоже ухудшает условия эксплуатации. Обратите внимание — часто на новой дороге места под кронами тополей через год-два покрывается мелкими трещинами, хотя на других участках дефектов нет. Поэтому старайтесь удалить посадки тополя рядом с асфальтом.
Асфальт, разрушившийся из-за времени
Топливо разъело асфальт
Наиболее интенсивно асфальтобетон разрушается зимой
Трава не пробила покрытие, она поселилась в готовой трещине и постепенно ее расширяет
Обратите внимание — обычно факторы способствующие разрушению бетона действую комплексно.
Например, наиболее распространен такой сценарий:
Разбрасывание соли ведет к ускоренному разрушению асфальта
- из-за небольшой просадки грунта образовалась микротрещина;
- зимой в нее попала вода, она стала расширяться;
- из-за переменчивой погоды и, особенно, из-за использования соли или противогололедных реагентов, циклов замерзания оттаивания (может быть трех-десяти даже в течение суток) трещина расширяется до значительных размеров;
- сквозь трещину под покрытие начинает попадать влага вызывающая дальнейшее проседание основания, ускоряет процесс давление от колес проходящей техники.
- дальше появляется сеть мелких трещин, которые, в конце концов, превращаются в выбоину.
Теперь после небольшого теоретического экскурса перейдем к методикам самостоятельно ремонта асфальтобетона.
Самостоятельный ремонт асфальтобетонных покрытий
Итак, вы обнаружили выбоины на дорожке или площадке вашего дома и собираетесь без привлечения специалистов заделать их. Рассмотрим несколько наиболее применимых для самостоятельного ремонта способов.
В помощь дополнительно можем предложить видео в этой статье:
Без подготовки карт
Ямочный ремонт асфальтобетонного покрытия без нарезания карт
При использовании этих способов не проводится обработка выбоин путем удаления резкой или другими способами асфальта вокруг них. Таким способом ускоряется работа. Практически все наиболее прогрессивные современные методы ямочного ремонта относятся к этой разновидности, но все они требуют специального дорогостоящего оборудования, без которого нельзя добиться высокого качества работ.
При самостоятельном выполнении ремонта лучше всего отказаться от этого метода, так как он не обеспечивает достаточной долговечности. Не обращайте внимания на то, что производители холодных смесей обещают, что без разделки выбоин можно достичь качества сравнимого с другими способами ремонта. Нарезать карты желательно.
Ремонт без карт оправдан только в качестве временной меры, если нужно срочно исправить дефект для безопасности или по другим причинам.
Хотя, если у Вас большой участок с площадью асфальта до гектара стоит подумать, чтобы приобрести компактную технику чтобы делать ямочный ремонт асфальтобетонного покрытия — БЦМ (машины для струйно инъекционного метода) бывают и компактными со сравнительно небольшой производительностью. Чтобы техника не простаивала, Вы можете оказывать услуги соседям.
Компактная прицепная установка для ямочного ремонта
Ремонт методом пропитки
Самый простой способ ремонта. Для его выполнения нам понадобятся следующие материалы:
- мелкий щебень с размером зерен не более 15 мм, желательно купить мытый или промыть на подходящем сите самостоятельно, затем высушить, если будет использоваться битум;
- битум, либо эмульсия на его основе, вторая даже более желательна (об этом ниже);
- песок, лучше всего из отсевов дробления.
Битумная эмульсия — это раствор того же самого битума в воде, с добавлением специальных добавок — эмульгаторов. Ее достоинство в том, что не нужно разогревать до температуры боле 100 градусов, чтобы получить нужную текучесть.
Она отлично сцепляется с влажными поверхностями. Минус — если в течение нескольких часов после укладки пойдет дождь, эмульсия может вымыться водой.
Битумная эмульсия в таре
Из приспособления и оборудования нам понадобятся минимальный набор инструмента — емкость для разогрева битума или эмульсии (подойдет металлическая бочка или бак, под которым можно развести костер), лейка или ковш для его заливки в места ремонта, жесткая щетка или метелка и совковая лопата. Но желательно дополнительно иметь воздуходувку или промышленный фен, в крайнем случае, газовую горелку.
Также, хотя мы и не подразумеваем разделку ям, все равно лучше хотя бы немного обработать их края для того чтобы они стали вертикальными. Для этого пригодится лом.
Инструкция по выполнению работ следующая:
- Тщательно перемешивая, разогреваем битум, его температура должна быть в пределах 110-150 градусов. Эмульсию можно греть меньше до 80-90оС. В дальнейшем и тот и тот материал будем называть вяжущим.
- Вычищаем лопатой и щеткой или метелкой ямы от разрушенного асфальта пыли и грязи. Удобно делать это воздуходувкой.
Очистка и сушка выбоины
- Если используем горячий битум, то высушиваем места работы. Делаем это феном или воздуходувкой (придется дольше подавать струю воздуха в выбоину). В крайнем случае, можно прогреть газовой горелкой, стараясь не пережечь асфальт. При работе с эмульсией просушка не нужна.
- Проливаем вяжущим поверхности выбоины, чтобы полностью их смочить.
- Затем насыпаем некоторое количество щебня, буквально 1-1,5 сантиметра.
- Щебень проливаем эмульсией так, чтобы он полностью ею пропитался.
Проливка щебня битумом
- Так повторяем несколько раз, пока полностью не заполним выбоину с небольшим превышением над уровнем асфальта для компенсации усадки.
- Поверхность выравниваем.
- Присыпаем место ремонта песком сверху.
- Через некоторое время, когда битум или эмульсия затвердеют, удаляем не связавшиеся частицы щебня и песка.
Методы с нарезкой карт
Это наиболее качественные способы, которые можно выполнить без сложной техники в соответствии СНиП на ямочный ремонт асфальтобетонного покрытия, при наличии качественных материалов.
Все работы можно разделить на три этапа:
- подготовка карт;
- заполнение их ремонтным материалом;
- обработка швов.
Теперь о каждом этапе подробнее.
Подготовка карт
Ремонт начинается с подготовки карт, к которой нужно отнестись ответственно. В дорожно эксплуатационных и ремонтных организациях на эту операцию обязательно составляется акт скрытых работ. Теперь подробнее.
Для нарезки карт нам понадобятся:
- Инструмент для разметки — линейка, мел.
- Инструмент для резания и удаления асфальта. Это может быть нарезчик швов или даже мощная угловая шлифмашинка (болгарка) с соответствующим диском. Также для нарезки карт используют отбойные молотки или перфораторы с зубилами и пиками. В крайнем случае, при небольшом объеме ремонта и желании тяжело поработать, можно воспользоваться обычным ломом.
Совет. Если необходимо удалить покрытие до основания ломом то не мучайтесь, нанося удары по всей площади. Пробейте контуры, а затем поддевайте асфальт снизу, он легко ломается.
Теперь непосредственно о самом выполнении работ. В первую очередь проводим разметку — требования к ней следующие.
- Контуры карт должны выступать на несколько сантиметров за область поврежденного покрытия.
- Несколько мелких выбоин расположенных рядом объединяют в одну карту.
- Оптимальной является прямоугольная форма. В крайнем случае, можно усложнить очертания но, не допуская острых углов.
- Если для ремонта планируется использовать холодные асфальтобетонные смеси, то площадь карты не должна быть более 2 квадратных метров (если другого не оговорено производителем).
По разметке проводят удаление асфальта по всей площади любым из инструментов. Глубина разделки карты — до неповрежденного асфальта, если нужно, то и до его основания. Стенки должны быть вертикальными.
Затем карта очищается и сушится, после этих операций ее можно считать готовой к укладке смеси.
Укладка смеси и заделка швов
Для заполнения карт используют несколько материалов, перечислим их, а также укажем на достоинства и недостатки.
Обычный бетон не самый лучший выбор для ямочного ремонта
Дело в различных коэффициентах температурного расширения. Как бы вы не заделывали стык между двумя материалам, на нем всегда будет образовываться трещина, которая от попадания воды и замерзании ее расширится и приведет к дальнейшему разрушению покрытия.
Кроме того место ремонта по фактуре и цвету будет отличаться от остального покрытия что не очень эстетично. Также стоит отметить, что такой ямочный ремонт не предусмотрен никакими строительными нормами.
Лучше всего использовать горячий асфальт
К минусам можно отнести то, что горячим асфальтом нельзя производить ремонт при температурах ниже –10оС. Также в зимнее время многие заводы не работают, так что и приобрести этот материал будет затруднительно.
Возможное и еще одно затруднение — если Ваш участок отдален на большее расстояние (300 и более километров) от производства асфальтобетона то доставлять смесь к Вам никто не согласится, даже в кузовах с подогревом за время транспортировки она остынет.
К достоинствам можно отнести:
- можно приобрести материал даже для небольшой площади ремонта, есть расфасовки по несколько килограмм;
- не ограничиваются сроки транспортировки и выполнения работ, холодный асфальт хранится несколько месяцев;
- не нужно контролировать температуру при укладке;
- работу можно проводить круглогодично даже в сильные морозы.
Но недостатки тоже есть:
- цена на него в несколько раз больше, чем у традиционных горячих смесей;
- прочность и морозостойкость холодного асфальта меньше.
Теперь непосредственно о заделке нарезанных карт, для работ нам понадобятся кроме того материала, который будем укладывать: битум или эмульсия на его основе, чистый песок. Дополнительно нужно небольшое количество отработанного масла, солярки или чего-то подобного для смазки гладилки, подошвы виброплиты или катка.
Нужно также следующее оборудование (приспособления) и инструменты:
Битум можно греть в любой емкости
- Ковш, лейка или даже старый чайник для разлива битума.
- Гладилка, это инструмент наподобие большой швабры или грабли без зубьев. Предназначается для разравнивания уложенной смеси.
Гладилка для асфальта
Совет. Если будете делать каток из трубы, то для увеличения его массы предусмотрите возможность наполнения его водой. Для этого достаточно герметично заварить торцы и сделать горловину для наполнения. Транспортировать такое приспособление будет легко, а на месте работ, залив воду, можно увеличить вес.
- Лопаты.
- Если будем работать с холодным асфальтом в зимнее время, то перед укладкой желательно его немного подогреть, перемешивая. Для этого подойдет мощный строительный фен или газовая горелка.
Теперь поэтапно распишем выполнение работ.
Выкладывание холодного асфальта
- Если получилось что уровень отремонтированного места ниже остального покрытия, ничего страшного добавляем смесь, снова разравниваем и укатываем. Наша карта не должна быть ниже иначе в ней будет скапливаться вода.
- Завершающий этап — проливаем место швов между старым и новым покрытием битумом и присыпаем песком.
Что нужно делать, чтобы ямочный ремонт был реже нужен
Своевременная заливка трещин в асфальте продлит срок его службы
В завершение расскажем о мерах, которые нужно предпринимать, чтобы ваши асфальтные дорожки или площадки приходилось ремонтировать как можно реже. Лучше предупредить образование дефектов, чем потом их устранять.
- Укладывая новую дорожку (или принимая ее от строителей) проверьте уклоны. Просто посмотрите на нее после дождя, на асфальте не должно быть луж. Превращающаяся в лед вода — одна из главных причин разрушения покрытия.
- С этой же целью держите в исправности канализацию и дренаж, своевременно ремонтируя и чистя их.
- Территорию возле дома предпочтительнее очищать от снега и льда механически, чем применять соль. Для устранения скользкости лучше просыпать чистым песком или мелким щебнем.
- Если вам необходимо через небольшую дорожку пропустить тяжелую технику, положите на ее пути настил, который распределит нагрузку по площади.
- По возможности удалите растения с мощными корнями или нависающими кронами вблизи асфальта.
- Образовавшиеся даже небольшие трещины сразу заделывайте, проливайте битумом и присыпайте песком.
- Удаляйте все растения проросшие сквозь асфальт
Вот и все, что мы хотели рассказать вам о самостоятельном ремонте асфальта во дворе вашего дома. Как видите, ничего сложного нет.
Будем рады, если наша небольшая импровизированная технологическая карта ямочного ремонта асфальтобетонного покрытия помогла устранить ямы и выбоины. Ходите и ездите на автомобиле по ровным дорогам везде, а не только на скоростных шоссе, это убережет вас от травм, а машину от поломок.
Ямочный ремонт дорог от ТранскомДаже самое надёжное устройство покрытия рано или поздно выходит из строя. Асфальт – мягкий материал, имеющий тенденцию к изнашиванию. Верхний слой покрытия так и называют, «слоем износа». Укладку асфальта с заменой бортового камня используют в случае, если количество дефектов полотна превышает 12-15%. При меньшем масштабе разрушений проводят ямочный ремонт асфальта, который обеспечит безопасное и комфортное движение по дороге при невысокой стоимости. Именно заделка ям относится к наиболее распространённому виду текущего асфальтирования. Качество ремонтных работ напрямую зависит от соблюдения технологии и выбора асфальтобетонной смеси.
Цена на ямочный ремонт на 2022 г. Асфальт – самый популярный материал для создания территорий дорог. Его надёжность и практичность проверена годами. Разнообразие марок позволяет создавать дорожные покрытия в Москве на трассах, междугородных магистралях, дворовых коммуникациях, тротуарах. Разные методы заделки ям и выбоин на дорогеТехнология строительства постоянно совершенствуется, появляются новые добавки в составе асфальтобетонной смеси, которые препятствуют повреждению дорожного полотна и уменьшают стоимость эксплуатации транспортных сетей. Мелкие трещины при резких перепадах температур неизбежно увеличиваются в размерах. Вода, попавшая внутрь дорожных плит, при замерзании расширяется и разрывает структуру покрытия, превращая небольшую выбоину в повреждение, площадь которого измеряется в м2. Поэтому ямочный ремонт дорог – важная работа по сохранению их эксплуатационных качеств, которую мы выполним для вас на самом высоком уровне. Оставить заявку Обратный звонокЯмочные работы с горячей асфальтовой смесьюГорячую асфальтобетонную смесь и литой асфальт, приготовленную из песка, щебня, битума и минеральных добавок, применяют для ремонта дорог первой и второй категорий. Разогретую до 150 градусов смесь доставляют на место в специализированных бункерах, вмещающих до 4 м 3 продукта. Остывшую ниже110 градусов смесь считают браком. «Транском» сотрудничает со многими асфальтобетонными заводами, имеет возможность быстро доставить смесь даже к удалённым участкам строящихся дорог. Универсальный горячий метод доступен по цене, но имеет один существенный недостаток. Ремонтные работы можно проводить только в тёплое время года и в сухую погоду.
Подготовительные работы перед ямочным ремонтом асфальта состоят из обычного набора операций:
- выравнивания
- очистки
- подгрунтовки поверхности бетонного основания
Укладка и уплотнение смесей выполняется специалистами на стандартной технике: асфальтоукладчиках и катках. Асфальтная поверхность после прохода техники имеет ровную фактуру без раковин, трещин, разрывов и прочих дефектов. Холодный ямочный ремонт дорогХолодным асфальтом называют смеси, которые выше традиционных по цене за ед. измерения. В их состав включаются особые добавки, битум. Для каждого компонента предусмотрен специальный температурный режим при изготовлении смеси. Стоимость холодных битумсодержащих композитов компенсируется универсальностью использования. Работы производятся в любое время года, в том числе и при отрицательных температурах. Подготовка заключается в удалении грязи и избыточной влаги из трещины или ямы. Холодный асфальт не нуждается в дополнительном уплотнении. Движение автотранспорта по отремонтированному участку обеспечит необходимую плотность покрытию.
Прочность и водостойкость холодных смесей ниже горячих, поэтому их применяют для ремонта дорог третьей и четвёртой категории. Ямочный ремонт по умеренной цене за м2 с помощью битумных эмульсий актуален при аварийных ремонтах, заделках незначительных дефектов. Литой асфальтСмесь песка, гравия и молотого известняка с достаточно большим количеством природного и нефтяного битума называют литым асфальтом. Масса легко разглаживается вручную благодаря своей подвижности в горячем состоянии.
Жидкая консистенция обеспечивает установку плотного литого слоя, который не нуждается в дополнительном уплотнении. Высокая влагостойкость покрытия позволяет производить заделку выбоин даже во время выпадения осадков. Температура литья — 180-250 градусов. Избыток влаги на основании при такой температуре мгновенно превращается в пар, края покрытия сплавляются в единое целое с заливаемой смесью. Литой асфальт идеален для аварийных работ при отрицательных температурах и во время дождя. Позвоните в «Транском», наши специалисты помогут выбрать наиболее удобный способ асфальтирования для каждого конкретного случая. Рециклинг и струйно-инъекционные методыЭкономичная современная технология предусматривает переработку асфальтобетонного материала и использование его для ремонта дорожного покрытия прямо на месте, без вывоза материалов. Продукты демонтажа асфальта разогревают и перемешивают в специализированной машине, рециклере. К асфальтовой крошке добавляют битум и сразу используют. Применение этой практичной технологии вместо использования песчаной подушки и мелкозернистого щебня снижает цену м2 в два раза. Струйно-инъекционная технология предусматривает выполнение всех существующих операций по ремонту одной машиной. Область ремонта подвергают продувке высокоскоростным потоком воздуха, моментальной промывке и нанесении битумной эмульсии. Фрезерование асфальтобетона не проводят. Выбоину заполняют мелким щебнем и битумной эмульсией. Высокоскоростной поток воздуха обеспечивает хорошее уплотнение без вибропрокатки. Как подготовить дорогу к ямочному ремонтуГлавный залог успеха – соблюдение технологических требований и норм, определённых для каждого типа смеси.
Предвзятое отношение к заделке выбоин связано во многом с небрежным отношением к устройству оснований. Качественно выполненные работы на долгие годы избавляют асфальтобетонное покрытие от выбоин, позволяя комфортно передвигаться по отремонтированным дорогам. Цена ямочного в нашей компании «Транском» демократична и доступна. Заказывайте асфальтирование и ремонт дорог в Москве и Московской области у нас. Не откладывайте в долгий ящик заботы о создании путей сообщения. Стоимость избавления от одной из двух вечных проблем в нашей стране совсем не велика. И цена эта точно меньше убытков, которые несёт народное хозяйство, страдающее от отсутствия хороших дорог.
Основные технологии ремонта дорожного покрытия
Постоянно возрастающая интенсивность дорожного движения и агрессивные условия окружающей среды приводят к ухудшению состояния автострады. От качества трассы и ровного состояния поверхности дороги зависят комфорт и безопасность автомобилистов и пешеходов, возможность сохранения скоростного режима и т. Восстановление качества трассы осуществляется в ходе ремонтных работ. Мы рассмотрели основные технологии проведения ремонта дорожного полотна и рассказываем вам об их особенностях и специфике.
Принципы выбора подходящей технологии
Необходимость в ремонте дорожной одежды возникает у любой автострады, вне зависимости от качества используемых при ее укладке материалов и профессионализма строителей. Причинами ухудшения качества покрытия становятся:
- воздействие метеорологических факторов;
- физическая нагрузка от проезжающих автомобилей и грузовых транспортных средств;
- моральный износ в результате времени;
- возможные отклонения от технологического процесса на этапе строительства;
- низкая прочность или устойчивость к нагрузкам стройматериалов;
- несоблюдение правил профилактического обслуживания и содержания автотрассы.
Выбор оптимальной технологии будущих ремонтных работ осуществляется по следующим критериям:
- основная задача, поставленная перед строителями: устранение имеющихся дефектов трассы или повышение эксплуатационных характеристик полотна для соответствия существующим нагрузкам;
- специфика метеорологических условий и возможность реализации технологии в данном климате;
- возможность приобретения обязательных в рамках технологии стройматериалов и заказа необходимой спецтехники (определяется в первую очередь бюджетом ремонтных работ, а также доступностью трассы для грузовых машин);
- требования к срокам завершения ремонтных мероприятий;
- общий бюджет работ.
Технологический процесс ремонтных работ
Вне зависимости от выбранной технологии, любые работы по ремонту дорожного покрытия начинаются с подготовительных мероприятий:
- разметка участка прямыми линиями — выделенный фрагмент автострады называют «картой ремонта»; ( сколько стоит ремонт картами?)
- устранение устаревшего покрытия одним из вариантов: использования холодного фрезерования, выработка станком, вырезка (осуществляется по периметру нанесенной разметки);
- удаление с карты ремонта всех фрагментов асфальтного покрытия, а также грязи, пыли, мусора, влаги и т.д.;
- обработка стенки и основания карты жидким битумом.
- Укладка асфальта, чаще всего ручным способом, марка которого зависит от места ремонтируемой поверхности.
Дальнейшие работы осуществляются в соответствии с особенностями конкретной технологии, а также требованиями ГОСТ по ямочному ремонту, подробней про ремонт асфальта.
Замена верхней части дорожной одежды
Этот метод применим при значительных повреждения поверхностного слоя: высокий износ, многочисленные ямы и колеи и т. Если проведения ямочных ремонтных работ оценивается как нецелесообразное, то для возвращения первоначального состояния трассы используют полную замену поверхностного слоя.
Алгоритм ремонтных работ:
- снятие несущего слоя с помощью фрезы (необходимая глубина — 5-6 см);
- заполнение полученного углубления разогретым асфальтом.
Чтобы повысить прочность дорожного покрытия, а также уменьшить бюджет последующего профилактического обслуживания рекомендуется использовать щебеночно-мастичный асфальтобетон. Этот материал отличается жесткой структурой, которая обеспечивает равномерное распределение нагрузки и приводит к уменьшению деформации поверхностного слоя. Для дорог с малой интенсивностью движения достаточно слоя в 2,5-3 см, тогда как для трасс с активным трафиком потребуется не менее 5 см материала.
Горячее асфальтирование
Самый распространенный метод ремонта устаревших и деформировавшихся в ходе эксплуатации автомагистралей. Он позволяет восстановить все первоначальные параметры автотрассы, а также повышает сцепление стройматериалов.
Технологический процесс включает:
- вырубку ремонтируемого участка пути отбойными молотками (по периметру);
- застил горячим асфальтобетоном (1 или несколько слоев);
- уплотнение еще не остывшего материала укладочными катками.
Способ отличается повышенной трудоемкостью и высокой стоимостью работ. При использовании данной технологии особое внимание уделяется соблюдению всех технологических требований: это необходимо для обеспечения высокого качества ремонтируемой автострады:
Обязательные услолвия
- ремонтные работы должны проводиться при температуре не ниже +10 С°;
- у асфальтобетонной смеси необходимо поддерживать температурный режим не ниже +120 С°;
- асфальт должен сохранять свои физические параметры, что достигается в результате его постоянного перемешивания.
Суть технологии заключается в заполнении ремонтируемого участка автодороги слоем горячей асфальтобетонной смеси, которая выравнивается и утрамбовывается несколькими катками.
Уплотнение поверхностного покрытия
В основе данной технологии дорожно-ремонтных работ лежит использование современного строительного материала — виброплит. Этот метод получил большое распространение при проведении восстановительных мероприятий на небольших участках автомагистрали или в условиях высокой плотности застройки, что связано со следующими его особенностями:
- простая транспортировка стройматериала и спецтехники;
- обеспечение необходимых глубин и уплотнения полотна;
- минимальные требования к последующему обслуживанию.
Требования к стройматериалам определяются исходя из типа автострады:
- для ремонта асфальтовых автомагистралей используют виброплиты весом от 65 до 110 кг;
- при проведении работ грунтовых транспортных путях применяются плиты массой от 60 до 75 кг;
- при мероприятиях, связанных с восстановлением потребительских характеристик плиточного или каменного покрытия следует использовать особые коврики, которые исключают непосредственный контакт металлического основания плиты и укладываемого на нее слоя из плитки или камня.
Струйное нагнетание
С помощью этой технологии осуществляют ремонт оживленных автомагистралей: работы проводятся в минимальные сроки с полным устранением всех деформаций и разрушения. Стоимость работ невысока, что позволяет осуществлять ремонтные мероприятия регулярно, по мере повреждения дорожного полотна.
Данная технология чаще всего используется для ремонта:
- городских трасс (в столицах и мегаполисах);
- скоростных автострад;
- федеральных дорог;
- транспортных путей в регионах с повышенной влажностью грунта и воздуха.
В основе технологического процесса лежит использование гомогенной смеси, главный компонентом которой является смесь битумной эмульсии и мелкого щебня. Ее использование позволяет обеспечить длительную эксплуатацию отремонтированного участка.
- очистка дороги от грязи и мелких частиц;
- грунтовка поверхности для повышения сцепления;
- застил участка герметизирующим материалом (эмульсия);
- посыпка поверхностного слоя камнями мелкой фракции.
Технология и особенности дорожных работ
Один из ведущих методов дорожного строительства по созданию нового и ремонту уже существующего полотна — асфальтирование. Частой технологией, используемой при строительстве и реконструкции дорог общего пользования является укладка нового асфальта на бетон. Рассмотрим особенности проведения этих строительных работ и те аспекты, которые наиболее важны для технологического процесса проведения работ на бетонном основании
Задача ямочного ремонта состоит в восстановлении сплошности, ровности, прочности, сцепных качеств и водонепроницаемости покрытия и обеспечении нормативного срока службы отремонтированных участков. При ямочном ремонте применяют различные способы, материалы, машины и оборудование. Выбор того или иного способа зависит от размеров, глубины и количества выбоин и других дефектов покрытия, типа покрытия и материалов его слоев, имеющихся ресурсов, погодных условий, требований к продолжительности ремонтных работ и т.
Традиционный способпредусматривает обрубку кромок выбоины с приданием ей прямоугольного очертания, очистку ее от асфальтобетонного лома и грязи, подгрунтовку дна и кромок выбоины, заполнениееё ремонтным материалом и уплотнение. Для придания выбоине прямоугольного очертания используют небольшие холодные фрезерные машины, дисковые пилы, перфораторы.
В качестве ремонтного материала преимущественно используют асфальтобетонные смеси, требующие уплотнения, а из средств механизации — малогабаритные катки и вибротрамбовки.
При проведении работ в условиях повышенного увлажнения выбоины перед подгрунтовкой просушивают сжатым воздухом (горячим или холодным), а также с применением горелок инфракрасного излучения. Если покрытие ремонтируют небольшими картами (до 25 м2), разогревают всю площадь; при ремонте большими картами — по периметру участка.
После подготовки выбоину заполняют ремонтным материалом с учётом запаса на уплотнение. При глубине выбоин до 5 см смесь укладывают в один слой, более 5 см — в два слоя. Уплотнение производят от краёв к середине ремонтируемых участков. При заделке выбоин глубже 5 см в нижний слой укладывают крупнозернистую смесь и уплотняют. Такой метод позволяет получить высокое качество ремонта, но требует выполнения значительного количества операций. Применяется при ремонте всех видов покрытий из асфальтобетонных и битумоминеральных материалов.
Мелкие выбоины глубиной до 1,5-2 см на площади 1-2 м2 и более ремонтируют по методу поверхностных обработок с применением щебня мелких фракций.
Метод ремонта с разогревом поврежденного покрытия и повторным использованием его материала основан на применении специального оборудования для разогрева покрытия — асфальторазогревателя. Метод позволяет получить высокое качество ремонта, обеспечивает экономию материала, упрощает технологию производства работ, но имеет существенные ограничения по погодным условиям (ветер и температура воздуха). Применяется при ремонте всех видов покрытий из асфальтобетонных и битумоминеральных смесей.
Метод ремонта заполнением выбоин, ям и просадок без вырубания или разогрева старого покрытия заключается в заполнении этих деформаций и разрушений холодной полимерасфальтобетонной смесью, холодным асфальтобетоном, влажной органоминеральной смесью и т. Метод отличается простотой исполнения, позволяет выполнять работу в холодную погоду при влажном и мокром покрытии, однако не обеспечивает высокого качества и долговечности отремонтированного покрытия. Применяется при ремонте покрытий на дорогах с низкой интенсивностью движения или как временная, экстренная мера на дорогах с высокой интенсивностью движения.
По типу применяемого ремонтного материала различают две группы способов ямочного ремонта: холодные и горячие.
Холодные способы основаны на использовании в качестве ремонтного материала холодных битумоминеральных смесей, влажных органоминеральных смесей (ВОМС) или холодного асфальтобетона. Применяются в основном для ремонта покрытий из чёрного щебня и холодного асфальтобетона на дорогах низких категорий, а также при необходимости срочной или временной заделки выбоин в более ранние сроки на дорогах высоких категорий.
Горячие способы основаны на применении в качестве ремонтного материала горячих асфальтобетонных смесей: мелкозернистые, крупнозернистые и песчаные смеси, литой асфальтобетон и др. Состав и свойства применяемой для ремонта асфальтобетонной смеси должны быть аналогичны той, из которой сделано покрытие. Смесь готовится по обычной технологии приготовления горячего асфальтобетона. Горячие способы применяют при ремонте дорог с асфальтобетонным покрытием. Работы можно выполнять при температуре воздуха не ниже +10°С при оттаявшем основании и сухом покрытии. При использовании разогревателя ремонтируемого покрытия допускается выполнять ремонт при температуре воздуха не ниже +5°С. Горячие способы ямочного ремонта позволяют обеспечить более высокое качество и длительный срок службы отремонтированного покрытия.
Как правило, все работы по ямочному ремонту выполняют ранней весной, летом и осенью заделку выбоин и ям производят немедленно после их появления. Технология и организация работ различными способами имеют свои особенности. Однако для всех способов ямочного ремонта есть общие технологические операции, которые выполняются в определенной последовательности. Все эти операции можно разделить на подготовительные, основные и заключительные.
Подготовительные работы включают в себя:
установку ограждения мест производства работ, дорожных знаков и устройство освещения, если работы выполняют в ночное время;
разметку мест ремонта (карт);
вырубку, разломку или фрезерование поврежденных участков покрытия и уборку снятого материала;
очистку выбоин от остатков материала, пыли и грязи;
просушку дна и стенок выбоины, если ремонт производится горячим способом при мокром покрытии;
обработку (подгрунтовку) дна и стенок выбоины битумной эмульсией или битумом.
Разметку мест ремонта (карт ремонта) производят при помощи натянутого шнура или мелом с помощью рейки. Место ремонта очерчивают прямыми линиями, параллельными и перпендикулярными оси дороги, придавая контуру правильную форму и захватывая неповреждённое покрытие на ширину 3-5 см. Несколько выбоин, находящихся на расстоянии до 0,5 м одна от другой, объединяют в общую карту.
Вырубку, разломку или фрезерование покрытия в пределах размеченной карты производят на толщину разрушенного слояпокрытия, но не менее 4 см по всей зоне ремонта. При этом если выбоина по глубине затронула нижний слой покрытия, разрыхляется и удаляется толщина нижнего слоя с разрушенной структурой.
Очень важно снять и удалить весь разрушенный и ослабленный слой асфальтобетона, захватывая по всему размеченному контуру полосу шириной не менее 3-5 см из прочного, неразрушенного асфальтобетона. Нельзя оставлять неудалёнными эти краевые полосы выбоины, поскольку монолитность асфальтобетона здесь ослаблена за счёт образования микротрещин, расшатывания и выкрашивания отдельных щебёнок из стен выбоины (рис 6, а). В выбоине собирается вода, которая под динамическим воздействием колёс автомобилей проникает в межслойное пространство и ослабляет сцепление верхнего слоя асфальтобетона с нижним. Поэтому, если оставить ослабленные края выбоины, то после укладки ремонтного материала через некоторое время ослабленные края могут разрушаться, вновь уложенный материал потеряет связь с прочным старым материалом и начнётся развитие выбоины.
Рис. 6 Разделка выбоины перед укладкой ремонтного материала: а — разделка ослабленных мест; b — разделка краёв выбоины после фрезерования; 1 — ослабленная стенка выбоины; 2 — отслоившаяся часть покрытия; 3 — разрушенная часть дна выбоины; 4 — обрубленная или скошенная стенка выбоины
Стенки кромок выбоины после вырубания должны быть вертикальными по всему контуру. Вырубка и разломка покрытия может осуществляться при помощи отбойного пневматического молотка или лома, бетонолома, нарезчика швов и рыхлителя или при помощи дорожной фрезы.
При использовании дорожной фрезы для разделки выбоины образуются округленные передняя и задняястенки выбоины, которые должны быть обрезаны дисковой пилой или отбойным молотком. В противном случае верхняя часть уложенного слоя ремонтного материала в местах сопряжения со старым материалом будет очень тонкой и быстро разрушится (рис. 10, b).
Разрыхлённый материал старого покрытия удаляется из выбоины вручную, а при использовании дорожной фрезы снятый материал (гранулят) погрузочным конвейером подается в самосвал и вывозится. Очистку карты осуществляют с помощью лопат, сжатого воздуха, а при большой площади карты — с помощью подметально-уборочных машин. Просушку дна и стенок карты производят по необходимости путём продувки горячим или холодным воздухом.
Обработку вяжущим (подгрунтовку) дна и стенок выбоин производят в случае укладки в качестве ремонтного материала горячих асфальтобетонных смесей. Это необходимо для того, чтобы обеспечить лучшее приживание материала старого асфальтобетона к новому.
Дно и стенки очищенной карты обрабатывают жидким битумом, разогретым до температуры 60-70°С с расходом 0,5 л/м2 или битумной эмульсией с расходом 0,8 л/м2. При отсутствии средств механизации битум нагревают в передвижных битумных котлах и распределяют по основанию с помощью лейки.
Заполнение выбоины ремонтным материалом можно производить только после выполнения всех подготовительных работ. Технология укладки и последовательность операций зависит от способа и объёмов выполнения работ, а также от вида ремонтного материала. При небольших объёмах работ и отсутствии средств механизации укладка ремонтного материала может производиться вручную.
Температура горячей асфальтобетонной смеси, доставленной к месту укладки, должна быть близкой к температуре приготовления, но не ниже 110-120°С.
Укладка смеси в карту производится в один слой при глубине вырубки до 50 мм и в два слоя при глубине более 50 мм. При этом в нижний слой может быть уложена крупнозернистая смесь с размером щебня до 40 мм, а в верхний слой — только мелкозернистая смесь с размером фракций до 20 мм.
Толщина слоя укладки в рыхлом теле должна быть больше толщины слоя в плотном теле с учётом коэффициента запаса на уплотнение, который принимают: для горячих асфальтобетонных смесей 1,25- 1,30; для холодных асфальтобетонных смесей 1,5-1,6; для влажных органоминеральных смесей 1,7-1,8, для щебёночных и гравийных материалов, обработанных вяжущим, 1,3-1,4.
Укладка асфальтобетонных смесей при заделке карт площадью 10-20 м2 может производиться асфальтоукладчиком. При этом смесь укладывается на всю ширину карты за один проход, чтобы избежать дополнительного продольного шва сопряжения полос укладки. Уплотнение асфальтобетонной смеси, уложенной в нижний слой покрытия, производят пневмотрамбовками, электротрамбовками или ручными виброкатками по направлению от краев к середине.
Асфальтобетонную смесь, уложенную в верхний слой, а также смесь, уложенную в один слой при глубине выбоины до 50 мм уплотняют самоходным вибрационным катком (вначале два прохода по следу без вибрации, а затем два прохода по следу с вибрацией) или статическими гладковольцовыми катками легкого типа массой 6-8 т до 6 проходов по одному следу, а затем тяжёлыми катками с гладкими вальцами массой 10-18 т до 15-18 проходов по одному следу.
Уплотнение горячих асфальтобетонных смесей начинают при максимально возможной температуре, при которой не образуются деформации в процессе укатки. Выступающие над поверхностью покрытия стыки заделок выбоин устраняют фрезерующими или шлифовальными машинами. Заключительные работы — это уборка оставшихся отходов от ремонта с погрузкой их в самосвалы и снятие ограждений и дорожных знаков, восстановление линий разметки в зоне выполнения ямочного ремонта.
Качество ремонта и срок службы отремонтированного покрытия зависят прежде всего от соблюдения требований к качеству выполнения всех технологических операций (рис.
Результатом правильно выполненного ремонта является высота уложенного слоя после уплотнения, точно равная глубине выбоины без неровностей; правильные геометрические формы и незаметные швы, оптимальное уплотнение уложенного материала и его хорошее соединение с материалом старого покрытия, большой срок службы отремонтированного покрытия.
Упрощённые способы ямочного ремонта (инъекционные методы). В последние годы все более широкое распространение получают упрощенные способы ямочного ремонта с использованием специальных машин. В России — машины выпускают в виде специального прицепного оборудования — пломбировщика марки БЦМ-24 и УДН-1. Ремонт выбоин инъекционным методом выполняют с применением катионной эмульсии. Очистку выбоины под ремонт осуществляют струёй сжатого воздуха или методом всасывания; подгрунтовку — подогретой до 60-75°С эмульсией; заполнение — чернёным в процессе инъекцирования щебнем. При этом методе ремонта обрубку кромок можно не производить.
Движение открывают через 10-15 мин. Работы выполняют при температуре воздуха не ниже +5°С как на сухом, так и влажном покрытии.
Ямочный ремонт инъекционным методом выполняют в следующем порядке (рис. 8):
Рис 8. Ямочный ремонт по упрощённой технологии: 1 — очистка выбоин продувкой сжатым воздухом; 2 — подгрунтовка битумной эмульсией; 3 — заполнение щебнем, обработанным эмульсией; 4 — нанесение тонкого слоя необработанного щебня.
Содержание цементобетонных покрытий.
( смотрите справочник Васильева А. стр. 159-163)
Содержание шебеночных и гравийных покрытий.
Содержанию щебеночных покрытий :
Очищают катун, устраняют поперечные волны, исправляют поперечный профиль, ликвидируют пучинистые участки и проводят работы по обеспыливанию в сухой период года.
( смотрите справочник Васильева А. стр. 156-157)
Причины появления ям на дороге
- ошибки в технологическом цикле создания дороги;
- активное применение сильнодействующих химических реагентов;
- резкие скачки температурного режима;
- передвижение автомобилей с большой грузоподъемностью.
Покрытие постепенно вымывается с осадками, крошится и разносится колесами машин. Появляется главная проблема всех дорог – ямы. Если количество дефектов ко всей площади дороги превышает 15%, то выполняют полную замену покрытия. В других случаях проводится ямочный ремонт асфальта.
Целесообразно ли устранение дефектов?
По мнению автолюбителей, «латки» не помогут кардинально решить вопрос с разрушением дороги. В мировой практике дела обстоят иначе. Ямочный ремонт асфальтового покрытия с локальным устранением проблемы – эффективный метод, для поддержки транспортной системы в оптимальном состоянии. Специалисты СтройГрупп эффективно применяют качественные смеси, чтобы заделать трещины, выбоины и каверны.
Базисными компонентами любой смеси являются:
- мелкофракционный щебень;
- песок;
- битум;
- минеральный порошок.
Смесь для заделки ям должна соответствовать современным стандартам в зависимости от предназначения дороги, вида и типа покрытия, где будут осуществляться ремонтные работы. Современное строительное оборудование позволяет повысить качество асфальтобетона. Приготовление массы происходит в специальных установках, оснащенных смесителями принудительного перемешивания, которые активируются периодически или работают беспрерывно.
Битум применяется исключительно горячий. Смесь в нагретом виде можно использовать на протяжении 5 часов. Она должна быть однородной массой. В смеситель поочередно добавляются минеральные материалы, которые взвешены по фракциям, после того как они между собой перемешаются сухие компоненты, после чего можно добавлять битум. Перемешивание смеси для асфальтобетона по времени может занять разное количество в зависимости от технических данных смесительной техники.